250 участников салона демонстрировали тысячи потенциальных предметов для частных коллекций. Некоторые картины или личные вещи великих мира сего имели подтвержденную музейную ценность и соответствующую стоимость. Помимо этого, есть множество стендов с вполне бюджетными раритетными интерьерными украшениями, статуэтками, шелковыми платками, столовой посудой и прочим. Старинные книги, гобелены, метровые китайские вазы – настоящий рай для любителя антиквариата. Если вам пока некуда повесить великолепный портрет в полный рост императора Александра III работы Николая Шильдера, можно было обратить внимание на антикварное оружие или дореволюционную мебель. Среди самых заметных экспонатов – крупные работы Игоря Грабаря за 650 тысяч долларов и Константина Маковского за 95 тысяч долларов, небольшая картина Валентина Яковлева «Адам и Ева» за 15 тысяч долларов, рисунок Михаила Врубеля «Самуил против Саула» за 35 тысяч долларов. Есть также Борис Кустодиев, Николай Богданов-Бельский, Давид Бурлюк, Сергей Чехонин, Исаак Бродский и другие. Искали своего хозяина китайская ширма ручной работы за 1,1 млн рублей и китайский шкафчик, покрытый черным лаком, всего за 170 тысяч рублей.
Директор 47-го Российского антикварного салона Наталия Корень пообщалась с «Культуроманией»:
- Впервые мы видим в пространстве антикварной ярмарки и предметы современного интерьера. Что повлияло на философию салона?
- В этот раз впервые в гостях у салона программа Lifestyle «Искусство интерьера». Мы пригласили международные бренды высокого дизайна, чтобы они представили свои концепции в окружении антиквариата. Этот формат известен во всем мире. Первыми это стали делать организаторы главной мировой антикварной ярмарки Tefaf Maastricht. Они соединяют антиквариат и стенды современных галерей и ювелирного искусства самого высокого уровня. То же самое происходит на бельгийской BRAFA Art Fair. Сегодня такая же тематика и у нашего салона. Наш новый формат дает салону шанс омолодиться, привлечь внимание новой публики, а не быть только мероприятием для коллекционеров. Это очень важно, чтобы и современная молодая публика чувствовала себя здесь прекрасно.
- То есть посетители найдут здесь старое искусство плюс современный дизайн и ювелирное искусство?
- Да, здесь у нас 26 лучших ювелирных домов России из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Якутии. Это же очень здорово – сделана целая ювелирная улица.
- А еще здесь анонсировали личные вещи княгини Монако?
- Да, здесь представлена коллекция Дома Cartier 40-60-х годов. Это удивительные вещи: сумочки, сигаретница, футляр для помады. Одна из сумочек действительно принадлежала великой Грейс Келли.
- И она тоже продается?
- Здесь можно купить любую вещь. Этим салон и интересен.
- Можете ли вы сказать, что арт-рынок в период ограничений несколько снизил свои обороты? Или выручил онлайн-формат?
- Нет, к сожалению, во всем мире, не только в России, онлайн-форматы не сыграли на руку арт-рынку. Мы это точно знаем, так как создали Конфедерацию антикваров и арт-дилеров – профессиональное сообщество лучших галеристов России. Также мы входим в главный синдикат национальных антикварных сообществ в мире CINOA, поэтому точно знаем итоги онлайн-продаж в других странах. Приобретение произведений искусства – это в основном эмоциональная покупка. В этом вся причина.
- И нужно общаться, говорить с галеристом, рассматривать предметы покупки вживую.
- Абсолютно точно. Никакое вдохновение, игру красок не передать через онлайн, к сожалению.
- И сегодня пространство Гостиного двора заполнено полностью.
- Здесь 250 участников, больше не можем пригласить. Почти всегда на таких мероприятиях мы упираемся в стены площадки.
- Как вам Гостиный двор по сравнению с Манежем, ЦДХ, в которых раньше проходили салоны?
- Нам кажется, салону очень идут эти стены. Безусловно, здесь выставка смотрится намного лучше. И то, что это на одном уровне, в одном пространстве, в окружении прекрасной архитектуры и в самом центре Москвы – все это великолепно. Здесь мы второй раз, и все проходит отлично.
- На что обратить внимание посетителю?
- По главной линии на каждом стенде есть произведения классиков – Ивана Айвазовского, Алексея Саврасова, Ивана Шишкина. Это лучшее, что есть на русском рынке.
- Получается, сейчас цены немного снизились, время покупать?
- Сейчас на вторичный рынок вышли первоклассные вещи. Поэтому время покупать. И цены невысокие, и вещи прекрасные. Конечно, редкие вещи дешево купить невозможно. Но всегда можно найти компромисс.
- Знаете ли вы, насколько россияне активно инвестируют в искусство?
- У нас это закрытая тема. Инвестиционных фондов, специализирующихся на искусстве, почти нет. Люди больше покупают эмоционально. Ведь с искусством приятно жить. И антиквариат всегда спасал деньги, всегда их только приумножал.
Владелец галереи «Петербург» Игорь Полторак также ответил на вопросы «Культуромании»:
- На ваш взгляд, в каком направлении движется сегодня рынок антиквариата?
- Это вечный рынок, он не движется сильно ни вверх, ни вниз. Скорее, идет постоянное вращение. Выставки и ярмарки такого уровня являются как раз показателями того, что происходит.
Люди всегда покупают предметы антиквариата. Они могут долго ими пользоваться, затем вновь продать. Ведь коллекционеры растут в своих вкусах, предпочтениях. Начинают собирать одно направление, потом переходят на другое. Это очень интересно. На рынке бывают пики покупательской активности, но сейчас всё более-менее стабильно.
- Как обычно картины попадают в антикварные галереи?
- В нашей галерее представлены, как правило, работы XIX века, максимум начала XX века. Нам уже 30 лет в этом году, нас знают. Иногда люди приносят какие-то семейные вещи, которые были куплены предыдущими поколениями. Существуют и коллекционеры, собиратели, которые готовы с чем-то расстаться, что-то поменять в своем собрании.
- Российский коллекционер больше инвестирует или больше покупает для интерьера?
- Человек всегда покупает сердцем. Скажем так, коллекционер понимает, что это дорогой предмет и что завтра он его сможет продать. Но в первую очередь предмет покупки должен нравиться. Интерьерное решение тоже присутствует. Все работает в системе.
В разговоре с «Культуромание» другой участник ярмарки, пожелавший остаться неизвестным, посетовал, что отечественный арт-рынок слабо развивается. «Проблема в том, что на рынок не приходят молодые покупатели. Даже в 90-х антиквариат покупали молодые люди, например, заработавшие первые хорошие деньги. А сейчас покупают либо очень богатые клиенты, либо коллекционеры, начавшие собирать искусство еще в советское время».
Любовь Мартынова
Фото автора