В Москве прошла научно-практическая конференция «Маркетплейсы без контрафакта: миф или реальность?» С докладом на мероприятии выступил член правления РСПП, председатель комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский.
По словам Кричевского, снижению количества контрафакта на торговых площадках будут способствовать два инструмента: технологические решения по аутентификации и защите брендов и грамотные законодательные инициативы.
Андрей Кричевский заявил, что оборот контрафакта в мире растет, и нет никаких данных, которые позволили бы спрогнозировать спад этого тренда.
«Коллеги в Европе провели опрос среди молодых людей от 14 до 35 лет. 37% из них хотя бы раз намеренно покупали поддельные товары в последние 12 месяцев. В Индии количество контрафакта за год увеличилось на 24%. В КНР контрафакт составляет примерно 12,5% рынка», — рассказал Кричевский.
Эксперт привел примеры разных стран в вопросе борьбы с контрафактом и предложил пути решения проблемы.
Специалист отметил, что маркетплейсы активно вкладываются в технологии, способные минимизировать присутствие подделок.
«Результаты очень неплохие. Удалось предотвратить 2 500 000 попыток создания мошеннических учетных записей. Утверждается, что с тех пор на маркетплейс не было выложено ни одной единицы "левого" товара. Не будем идеалистами, сойдемся на том, что количество контрафакта сильно сократилось», — рассказал Кричевский о примере Amazon.
Среди ключевых игроков, специализирующихся на идентификации и защите бренда Андрей Кричевский особо выделил швейцарскую AlpVision SA, австрийскую Authentic Vision и американскую Applied DNA Sciences.
В России же, по его словам, системных игроков на этом поле пока немного.
«В качестве примера можно привести продукт компании "Онлайн Патент" — интеллектуальный поиск, предназначенный для выявления контрафакта по наименованию товара, нарушению в товарных знаках с учетом степени сходства. Технология позволяет автоматически выявлять товары-нарушители и информировать правообладателя, чтобы он принял меры», — рассказал эксперт.
Кричевский добавил, что в России проблема контрафакта на маркетплейсах обострилась после того, как для некоторых видов товаров легализовали параллельный импорт. В то же время маркетплейсы находятся в постоянном поиске новых инструментов выявления контрафакта.
Wildberries обратилась к механизму цифрового арбитража, позволяющему правообладателю или потребителю легко запросить правоустанавливающие документы на представленный товар. На «Яндекс Маркете» специальная служба контроля качества постоянно мониторит ассортимент и проводит дополнительную проверку по запросам покупателей.
Есть и «секторальные сделки» в профессиональном сообществе на манер европейских меморандумов, когда крупные игроки сообща следят за тем, чтобы соблюдались правила. Маркетплейсы обмениваются данными о нарушителях и блокируют им доступ на площадки. Де-факто создается реестр «черных продавцов».