К 2023 году во Владивостоке откроется культурно-образовательный комплекс, в который, в том числе, войдет масштабный музейно-выставочный центр. Современная выставочная площадка на сопке Орлиная будет работать с Третьяковской галереей, Русским музеем, Государственным Эрмитажем. Возможна ли в будущем конкуренция между выставочными площадками, и как будет строиться стратегия развития Приморской государственной картинной галереи «Культуромании» рассказала директор этого музея Алёна Даценко.
— Как вы оцениваете создание музейно-выставочного центра во Владивостоке?
— Я могу только положительно оценить такое строительство. Выставочных площадей в городе очень мало, принимать экспозиции негде, поэтому, конечно, это очень нужное начинание, поскольку центр даст возможность больше представлять произведения искусства. Знаете, во Владивостоке работает приморская сцена Мариинки. И это прекрасно, потому что подрастающее поколение приобщается к опере, к балету, к тому, чего раньше у нас не было. Через такие проекты формируется культура у наших детей. Вот музейно-выставочный центр тоже будет это делать.
— Когда на сопке Орлиная откроются новые площади, есть вероятность того, что проходящие там выставки будут пересекаться с вашими?
— Надеюсь, нет. В то же время мы понимаем, что это конкуренция, при этом находимся с будущим центром в разных весовых категориях — деньги, выделяемые на проекты федерального уровня — одни, наша же галерея получает финансирование из краевого бюджета, это совсем другие деньги. Но мы будем стараться, работать. Сделаем такую программу, чтобы посетителю было интересно прийти и в комплекс, увидеть те проекты, которые привезет, скажем, Третьяковская галерея, и прийти к нам — увидеть то, чего нет в музее на сопке Орлиная. Будем выстраивать такую политику — выставочную, образовательную — чтобы никому не было плохо. Потому что задача — сохранить и региональный музей со своей коллекцией, со своей уникальностью, и создать современное выставочное пространство, которое самому краю построить было бы сложно.
— Раньше музеи Владивостока сотрудничали с ведущими музеями страны?
— Да, например, наша Приморская государственная картинная галерея принимала коллекции и Третьяковки, и Русского музея, и Эрмитажа. С последним у нас вообще особые отношения, мы ведем совместную работу в течение пяти лет. На базе нашей галереи проходят дни Эрмитажа во Владивостоке. В это время мы собираем реставраторов Дальневосточного федерального округа и их коллег из Петербурга, они обмениваются опытом, идут образовательные программы, проходит выставка.
Скоро у нас откроется Центр «Эрмитаж-Владивосток», здание выбрано в самом центре города, по адресу улица Светланская, 38-40. Губернатор Приморского края Олег Кожемяко очень активно нам в этом помогает. На первом этаже три зала с прекрасным сохранившимся интерьером будут занимать выставки Эрмитажа, которые мы будем привозить — одна выставка на полгода.
— Получается, что город получит несколько новых выставочных пространств: музейно-выставочный центр в рамках культурно-образовательного комплекса и Центр «Эрмитаж-Владивосток»?
— Да, вообще соглашение о создании Центра «Эрмитаж-Владивосток» было подписано гораздо раньше, чем соглашение о создании культурно-образовательного комплекса. В этом музее-спутнике Эрмитажа будут представляться масштабные проекты, мы сможем выставлять не 5-10 предметов как сейчас, а проводить полноценные выставки. Остальные помещения в нем отданы нам — Приморской государственной картинной галерее. Наконец мы сможем показать нашу коллекцию приморского искусства. К нам приезжают и спрашивают: «Где можно увидеть приморское искусство?». И вот мы сможем его представить — начиная с двадцатых годов XX столетия и заканчивая современностью.
— Не получится ли конфликта, когда будет построен музейно-выставочный центр: и там картины из Эрмитажа, и на Светланской?
— Руководство Эрмитажа сказало, что они готовы работать с нами и в Центре «Эрмитаж-Владивосток», и на сопке Орлиная, где один из этажей будет посвящен этому музею. Мы — их оператор фактически, поэтому и в новом комплексе Государственный Эрмитаж будет работать через нас. Коллеги знают наш музей, мы с ними давно работаем, и они могут доверить нам произведения искусства.
— Знаете, каким будет здание музейно-выставочного центра на сопке Орлиная?
— Да, оно будет оборудовано по современным требованиям. Большие пространства, отдельные зоны. Посетитель сможет провести практически целый день в музее: пойти на выставку, посидеть в кафе, посетить музейный магазин и, отдохнув, снова отправиться смотреть экспозицию. Наша Приморская картинная галерея, к сожалению, находится в историческом здании. Такой размах мы не можем себе позволить, у нас вообще проблема с выставочными площадями.
— Цены на билеты поднимать планируете как Третьяковская галерея?
— Мы цены не поднимали, они у нас демократичные, и оставили льготные категории, которые, кстати, убрала Третьяковка, например, для живописцев из Союза художников, музейщиков, которые раньше могли по своему удостоверению попасть в любой музей безвозмездно. Да, у нас для школьников платный вход — но он в два раза дешевле полного билета, его стоимость — 150 рублей.
— Пополняете фонды?
— Конечно. Мы отслеживаем тех мастеров, чьи работы хотим приобрести, я говорю о приморских авторах. Потому что у нас целая коллекция перспективная, если ее выставить, то она позволит понять, как развивалось искусство региона на протяжении 100 лет. Какие были первые художники, что делали, какие были стилевые тенденции, какие жанры преобладали. Но увидеть это надо именно в таком масштабе, сквозь десятилетия, а в этом может момочь только такая большая экспозиция и пространство, которого пока у нас нет.
— Как в музее дело обстоит с инклюзией?
— Мы заботимся о всех посетителях нашего музея, в том числе и с особенностями здоровья. Пока у нас недостаточно представлено экспонатов для слабовидящих людей. Мы делаем тактильные макеты (рельефные картины для слабовидящих людей — Ред.) к конкретным выставкам. В постоянной экспозиции их у нас, к сожалению, немного. Изготовление макетов требует немалых затрат, делают их только в Москве, сами понимаете, насколько это удорожает процесс. Но мы будем, конечно, в этом направлении активно работать. Еще одна проблема — создание комфортных условий для маломобильных людей, историческое здание музея не дает возможности это осуществить, по крайней мере пока.
— Я знаю, что вы открываете при музее эндаумент-фонд, расскажите, пожалуйста, об этом.
— Эндаумент-фонды имеют давнюю историю, за границей, разумеется. В нашей стране эта история достаточно молодая. Есть эндаумент-фонды образовательные, а есть — при музеях. Капитал из них нельзя тратить, можно брать лишь проценты, но только на культурную или образовательную деятельность.
Первым музеем, при котором появился такой фонд, стал Эрмитаж. Сейчас такие фонды имеют крупнейшие музеи. А вот региональные музеи пока таким инструментом финансирования пользуются мало. Это Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. На Дальнем Востоке таких фондов у музеев нет, мы будем первыми. Сейчас регистрация эндаумент-фонда находится в завершающей стадии. Стартовый капитал нужен в размере 1,5 миллиона рублей — это уже пандемийная норма. Раньше требовалось 3 миллиона. У нас есть жертвователи, готовые вложиться в этот фонд. Главная его цель — дать возможность музею расширять коллекцию произведений искусства, поддерживать выставочные проекты Государственного Эрмитажа в Центре «Эрмитаж-Владивосток».
Елена Сердечнова
Фото -- Инстаграм Приморской государственной картинной галереи. Директор Приморской государственной картинной галереи Алёна Даценко.