«Культуромания» встретилась в Москве с руководителем глобальной аукционной площадки и поговорила о том, как непросто в наше время играть роль «моста» между культурами и рынками
«Культуромания» встретилась в Москве с руководителем глобальной аукционной площадки и поговорила о том, как непросто в наше время играть роль «моста» между культурами и рынками
— Александр, как всегда, давайте начнем с хороших новостей…
— Сезон 2023–2024 года, который только что завершился, был самым успешным за все 13 лет пребывания Bidspirit в России.
— Сезон как считается?
— С сентября по август.
— Результат был ожидаемый?
— В принципе, да, он и прогнозировался как успешный, потому что открывались многочисленные закрома, где дилеры сберегали материал в надежде на лучшие времена еще с начала века. Однако, как вы сами видите, какие пошли времена… По поводу открывшегося сезона у меня большие сомнения, что все так и будет позитивно продолжаться, потому как происходит вымываемость рынка. Жалуются на это все, любые сферы коллекционирования, не только живопись и декоративно-прикладное искусство, это и нумизматы, и филателисты, и рынок антикварной книги. Нет притока нового материала внутри страны. Плюс, нет притока материала из-за границы. Понятно, что вымываемость эта не тотальная, но факт в том, что находить материал для аукционов все труднее. За ним надо бегать гораздо больше, чем раньше. Искать наследников, искать коллекции…
— Так это и есть, собственно, работа дилера…
— Ну если раньше ты мог сидеть на пятой точке и тебе все несли сами, то сегодня надо побегать. Некоторые расширяются в сторону каких-то скупочных точек антиквариата, не только в Москве, в Подмосковье. Те же, кто уже привык «бегать», они сегодня могут быть в лучшем положении, несмотря на тот факт, что они не относятся к крупным игрокам рынка.
— Если в цифрах, то завершившийся сезон – это сколько?
— Рынок вырос на 13% до примерно 115 млн долларов.
— Это продажи через аукционы?
— Да, продажи через аукционы, что в своем подавляющем числе идут на Bidspirit. Самый успешный год, успешнее чем пандемийный, когда, как вы помните, все ушли в онлайн. У нас снова был заметный приток новых пользователей.
— А аукционных домов?
— Знаете, это очень интересно. У нас из года в года — плохой он, хороший, нет разницы — очень стабильная ситуация по приросту площадок. Стабильно в месяц появляются две новые аукционные площадки. Конечно, какие-то закрываются время от времени — но всегда открываются по две ежемесячно. При этом последние пару лет количество площадок находится в районе 200–220. Кстати, иногда продавцы – это вообще организации не связанные с аукционами. Вот, например, к нам обратилась редакция уже давно ставшей частной газеты «Московская правда», хотят реализовывать через аукцион свой архив.
— Вы говорите про дефицит материала. Страны Запада закрылись — но почему нельзя везти антиквариат с Востока?
— Проблема в том, что к восточному антиквариату пока нет достаточного интереса. Плюс, сейчас у всех на уме пресловутые «китайские подделки» всего чего можно, потому даже имиджево это не очень перспективная история. Хотя опять же, возвращаясь к теме новых площадок, к нам совсем недавно обратилась российская комьюнити нэцке, которая в «лучшие годы» выставляла лоты в таких аукционных домах как Zacke, Lempertz, Bonhams. Нет, надо искать какие-то пути ввоза антиквариата с Запада — здесь бы очень помогло, если бы были какие-то послабления хотя бы на российской стороне. Я имею в виду российскую таможню.
— А может просто призвать Запад снять ограничения в культурной сфере, а том числе имея в виду антиквариат? Давайте выведем эту сферу из под санкций…
— Вряд ли Запад на этой пойдет. Это же считается роскошью — предметы коллекционирования. Это не хлеб, не гречка. Тут скорее надо снимать все экономические санкции, тем более что они не работают. Ставить вопрос именно так.
— Какие сейчас настроения среди условного западного бизнеса в отношении России?
— Крупные игроки аукционного рынка, такие как Sotheby’s и Christie’s полностью расформировали свои «русские» департаменты, уволив всех сотрудников. По моему мнению, даже при снятии санкций, процесс возвращения займет не меньше 5 лет. При этом в Европе уже приходит осознание, что это было, так сказать, странно, отказаться от такого рынка как российский. В том числе и на антикварном рынке. Достаточно много аукционных домов продолжают проводить русские торги, иногда маскируя их под «восточноевропейкие» и привлекать российских пользователей. Да, очень осторожно, чтобы не подпасть под санкции, но тем не менее.
— Тот факт, что вы, крупная международная компания, по-прежнему ведете бизнес в России, похоже раздражает тех, кто хочет, чтобы все иностранные компании отсюда ушли. Я имею в виду недавние публикации в украинской прессе, где вас «похвалили» за то, что вы «помогаете ВСУ». Похоже, как говорится, на «подставу».
— Да, было почти одновременно две публикации, одна в каком-то онлайн издании, другая в местной «Комсомольской правде», которые подозрительно лихо подхватило одно российское издание. Я сразу подал иск по защите чести, достоинства и деловой репутации. И вот решением Тушинского районного суда г. Москвы от 26.09.2024 вышло постановление признать данную информацию несоответствующей действительности, а также признать ущерб нанесенный чести, достоинству и деловой репутации. К сожалению, тут можно заподозрить и некие некорректные способы «рыночной» борьбы, когда в плане конкурентоспособности показать особо нечего. На российский рынок пытаются вывести технически недоделанные продукты в сфере площадок для онлайн-аукционов. Кстати, в оставшиеся месяцы 2024 года сразу несколько платформ попробуют совершить камбэк после неудавшихся попыток завоевать рынок несколько лет назад. Проблема в том, что «недоплатформы» не являются продуктами компаний из области информационных технологий, а просто слеплены наемными программистами аукционных домов. Разумеется, в этих случаях аукционные дома скрывают, что данные платформы принадлежат им, но рынок обмануть невозможно. Сразу всплывает и конфликт интересов, т.к. аукционный дом или его акционер не может одновременно вести свой аукционный бизнес и контролировать с помощью агрегатора аукционный бизнес конкурентов. Но самое грустное в этой истории, что вместо того, чтобы доводить свой продукт до конкурентной готовности, эти «умники» часто ищут административный ресурс, который поможет быстренько убрать с рынка конкурентов. Однако практика показывает, что на всякий хитрый болт найдется крутая гайка.
— А почему, в самом деле, вы не ушли из России несмотря на многочисленные призывы?
— Мы не просто не ушли — можно сказать, что мы настаиваем на нашем присутствии. Мы 13 лет находимся здесь, и я не представляю себя вне России, так как весь российский аукционный бизнес построен фактически нами. Bidspirit всегда был мостом между Западом и Россией, в любые времена. Сегодня практически нет никаких связей, ни культурных, ни финансовых, но мы стоим на своем, хотя в наш адрес было достаточно много угроз, прежде всего хакерских атак, попыток взломов, сопровождающихся шантажом. То есть все эти хакерские группировки, нанятые различными организациями, условно говорят нам — если не объявите об уходе из России, то мы придем и все вам поломаем… Нам пришлось очень усилить безопасность, это происходит постоянно начиная с 2022 года. Все время со всех сторон идет давление. Помогает то, что мы израильская компания, тем же европейским властям на нас воздействовать очень непросто. А ведь некоторые европейские площадки, наши конкуренты, тоже постоянно тыкают пальцем — смотрите, вот они до сих пор работают в России…
— Вернемся к тому, что обсуждалось выше. На российском рынке было несколько попыток создать аналог вашей платформы. Почему мы пока не наблюдаем явления Bidspirit #2?
— Если быть точным, уже порядка десяти попыток. Многие не понимают, что этим должны заниматься профессионалы от программирования, а не искусствоведы. Bidspirit — это технология. Вся моя команда — это инженеры, я сам математик. Мы ничего не понимаем ни в одной области коллекционирования. Я могу часами разговаривать о современном искусстве, но я в нем не разбираюсь. Мы выпускаем софт, это очень высокотехнологичный продукт, который просто облачен в форму сайта или приложения. Чтобы стать нам конкурентом, недостаточно просто собирать сайты из неких готовых конструкторов, надо создать технологию. Плюс — это не работает на уровне одной страны. Такой дорогостоящий программный продукт на уровне одной страны отбить просто нельзя.
— Многие отечественные аукционные дома «с историей» сетуют на то, что с Bidspirit настолько просто начать продавать, что это «создает запредельную конкуренцию»…
— С нами действительно очень просто. Фактически мы даем вам все, что нужно. Но на то, чтобы довести это до сознания участников рынка в России, понадобились долгие годы. Помню, как на меня смотрели, когда я 13 лет назад ходил и приглашал всех на Bidspirit! Как на какого-то жулика из МММ: «Нет, спасибо. Нет, нам интернет не нужен…» Но если вы действительно создали что-то реально нужное, рано или поздно оно будет востребовано.
Татьяна Филиппова
Фото: предоставлено Александром Киселевским