1. Илья Репин, Новая Третьяковка. 16 марта – 18 августа 2019.
Третьяковка обещает представить новую, современную концепцию творчества Репина, и в этом главная интрига выставки: неужели действительно может быть какой-то иной взгляд на этого художника, отличный от того, к которому мы все привыкли с детства?
На выставку привезут малоизвестные или вовсе неизвестные работы Ильи Ефимовича Репина из зарубежных и частных собраний; но будут, конечно же, и его знаменитые работы, такие, как «Бурлаки на Волге». В советское время не было принято упоминать, что это масштабное полотно было написано по заказу члена императорской семьи, великого князя Владимира Александровича, бывшего вице-президентом Академии художеств. Он пожелал познакомиться с талантливым студентом, посмотрел эскизы, которые Репин привез с Волги, и сразу указал на бурлаков, тянущих лямку.
- Вoт этoт ceйчac жe нaчинaйтe oбpaбaтывaть для мeня.
«Бурлаки» прославились на всю Россию: художник вспоминал, что много позже, когда он ездил в Париж как пансионер Академии художеств, ему приходилось встречать там русских, которые при встрече с ним щурили глаза и говорили: «Ax дa, вeдь вы знaмeнитocть, cлыxaли, cлыxaли: вы тaм нaпиcaли кaкиx-то pыбaкoв. Кaк жe! Пpoгpeмeли».
Либеральная общественность превозносила картину, консерваторы ее ругали. Сильное недовольсто она вызвала и у министра путей сообщения, который решил сделать Репину строгий выговор:
— Нy, cкaжитe, paди бoгa, кaкaя нeлeгкaя вac дepнyлa пиcaть этy нeлeпyю кapтинy? Вы, дoлжнo быть, пoляк?.. Нy кaк нe cтыднo — pyccкий?.. Дa вeдь этoт дoпoтoпный cпocoб тpaнcпopтoв мнoгo yжe cвeдeн к нyлю, и cкopo o нeм нe бyдeт и пoминy. A вы пишетe кapтинy, вeзeте ee нa Вceмиpнyю выcтaвкy в Вeнy и, я дyмaю, мoчтaeтe нaйти кaкoгo-нибyдь глyпцa бoгaчa. кoтopый пpиoбpeтeт ceбe этиx гopилл, нaшиx лaпoтникoв!
«A кapтинa мeждy тeм в тo вpeмя виceлa yжe в бильяpднoй кoмнaтe вeликoгo князя, и oн мнe жaлoвaлcя, чтo cтeнa вeчнo пycтyeт: ee вce пpocят y нeгo нa paзныe eвpoпeйcкиe выcтaвки», - вспоминал Репин в своих мемуарах «Далекое близкое».
2. «Сокровища императорского дворца Гугун. Эпоха процветания Китая в XVIII веке». Музеи Московского Кремля, 15 марта – 30 мая 2019.
Главный герой этой выставки – император Цяньлун, правивший страной дольше всех других китайских императоров - шестьдесят лет и три года. Покорив Тибет, подчинив Кашгарию и Джунгарию, он присоединил к территории Китая около трех миллионов квадратных километров, что примерно равнялось империи Великих Моголов в Индии, реформировал систему учета населения, повысил налоги и закрыл страну для европейцев. Если раньше китайские императоры взирали на чужеземцев с презрением, то в восемнадцатом веке в них стали видеть врагов.
Христианских миссионеров, которые успели обосноваться в Китае, выгнали из страны, церкви закрыли, а католицизм запретили императорским указом. Китайским купцам было запрещено строить большие суда, способные выходить в открытое море, общаться с «варварами» и изучать их языки. Обучать иностранцев китайскому тоже было нельзя, за это казнили.
Поразительная жестокость в подавлении любого мятежа, склонность к жестоким казням и пыткам соединялись в императоре Цяньлун с любовью к изящным искусствам. Он собрал огромную коллекцию живописи и образцов каллиграфии, увлекался музыкой и театром, поощрял искусство резьбы по нефриту и росписи по фарфору и лично контролировал производство разнообразных произведений прикладного искусства в придворных мастерских. Часть из этих предметов можно будет увидеть в выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы. Среди них есть и подарки императора его матери, которая после его восшествия на трон получила имя Чунцин, что значит Досточтимая и Благословенная. Тиран был нежным сыном.
3. «40 лет ЦДХ. Ностальгия». Центральный дом художника, 5 марта – 31 марта 2019
Помните ли вы, что Центральный дом художника работает последний месяц? До 31 марта он, как всегда, будет принимать посетителей, а потом закроется на реконструкцию – а после нее станет частью Новой Третьяковки. Здание на Крымском валу было спроектировано в 60-х годах и является памятником советского модернизма, но беспокоиться за его судьбу нет причин, потому что реконструкция будет проходить по проекту Рема Колхаса, лауреата Притцкеровской премии и знатока советской архитектуры. Музей современного искусства «Гараж» в Парке Горького построен по проекту его бюро OMA.
В ходе реновации Новой Третьяковки здание освободят от лишних внутренних стен и свяжут с пешеходным маршрутом вдоль набережной Москва-реки. Причем строительные работы предполагается вести, не закрывая музей. Но постоянную коллекцию все же временно переместить в Инженерный корпус.
Вспомнить молодость ЦДХ и все, что с ним связано, поможет выставка, которая откроется в холле. Для нее отобраны фотографии, отражающие самые знаковые события, такие как выставка скульптора Тони Крэгга «Тяжесть и нежность», ретроспектива Олега Кулика и первая московская биеннале дизайна.
В тот же день, 5 марта, в ЦДХ откроется антикварная ярмарка и форум «Коллекции России». Посетители смогут увидеть несколько частных коллекций, в том числе собрание Федора Федоровского, главного художника Большого театра с 1929 по 1953 год, и Таира Таирова, десятилетиями собиравшего драгоценные восточные ткани и вышивки.
4. «Марио Беллини. Красота по-итальянски». Музей архитектуры имени Щусева, 5 марта – 13 апреля 2019
Отдел Исламского искусства в Лувре, современное здание, погруженное в землю и накрытое волнистой крышей, похожей на драгоценный парчовый платок или золотистое облако, было построено по проекту итальянского архитектора Марио Беллини, которому и посвящена выставка в МУАРе.
Начиная с 80-х годов прошлого века Марио Беллини сосредоточился на архитектуре, но в его портфолио немало дизайнерских работ. За свою долгую карьеру он придумал десятки предметов, ставших экспонатами музеев современного искусства. Когда в 1987 году нью-йоркский МОМА организовал персональную выставку Марио Беллини, его постоянная коллекция уже включала 25 работ итальянского архитектора. Некоторые из них привезут на московскую выставку. Архитектурные проекты Марио Беллини можно будет увидеть на большом экране: сейчас у него в работе «Новый экогород» Чжэньцзян в Китае и жилой культурно-спортивный комплекс «Оазис» в районе Персидского залива.
5. «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа». ГМИИ имени Пушкина, 5 марта – 20 мая 2019
Берегитесь – эта выставка выбьет вас из колеи на пару часов, на день или надолго – в зависимости от того, какое количество иллюзий вы сохранили и как относитесь к самому себе. В каком-то смысле это испытание. Под определением «Лондонская школа» скрываются художники, в центре внимания которых оказалось человеческое тело. Самые известные из них – Люсьен Фрейд, внук знаменитого психоаналитика, разобравшего на части человеческое сознание, и Фрэнсис Бэкон, прямой потомок великого английского философа. Их работы цепляют за живое, потому что апеллируют к чему-то такому, что находится внутри нас и что мы сами не признаем. Как сказала директор Пушкинского музея Марина Лошак, на этих картинах «человек чаще всего наг и беззащитен: эти образы испытывают и нашу реакцию, и чувствительность – проверяют, живы ли мы».
Татьяна Филиппова