100 работ патриарха авангарда

Музеи и выставки

100 работ патриарха авангарда
24 Мая 2017, 17:55
Основоположник сюрреализма Анри Бретон называл Джорджо де Кирико «творцом современной мифологии» и говорил, что его произведения дали возможность выразить программу сюрреалистов средствами живописи. Прежде работы де Кирико показывали в России лишь дважды - почти век назад: в 1929-м – четыре картины, в 1930-х – рисунки и офорты. Теперь же публика увидит более 100 работ предтечи сюрреализма и основателя движения “Метафизическая живопись”, датируемых с середины 1910-х годов и заканчивая 1970-ми.

Основоположник сюрреализма Анри Бретон называл Джорджо де Кирико «творцом современной мифологии» и говорил, что его произведения дали возможность выразить программу сюрреалистов средствами живописи. Прежде работы де Кирико показывали в России лишь дважды - почти век назад: в 1929-м – четыре картины, в 1930-х – рисунки и офорты. Теперь же публика увидит более 100 работ предтечи сюрреализма и основателя движения “Метафизическая живопись”, датируемых с середины 1910-х годов и заканчивая 1970-ми. Экспозиция “Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения”, которая доступна в Третьяковке на Крымском Валу до 23 июня - первая масштабная выставка знаменитого авангардиста. 

Выставка работ Джорджо де Кирико (1888 - 1978) разделена на несколько разделов, позволяющих проследить, как эволюционировал и менялся этот один из важнейших авторов ХХ века. Изобретенный им сто лет назад метафизический художественный метод сделал революцию в живописи - открыл дверь современному искусству, дал новый взгляд многочисленным художникам, на которых творчество де Кирико оказало огромное влияние. Его ранними картинами восхищался Пикассо, под его влиянием родились такие художники как Магритт, Танги и Дали. Искусствоведы говорят о влиянии де Кирико и на русских художников – К. Малевича, А. Шевченко, А. Дейнеку, К. Рождественского, В. Ермолаеву и отслеживают явные параллели с его творчеством. 

Задолго до того, как были созданы произведения, впоследствии названные “сюрреализмом”, де Кирико уже создает свой собственный, глубоко своеобразный и выразительный язык живописи, которая впоследствии получила название “метафизической” и пишет серию своих самых известных работ: “Ностальгия по бесконечности” (1911), “Меланхолия и тайна улицы” (1914), “Ностальгия поэта” (1914), “Метафизический интерьер” (1917).  

Как писал сам де Кирико, метафизический метод состоит в том, чтобы увидеть мир как в детстве, когда любой предмет — это открытие, прозрение. Это был новый взгляд на мир, который и делает произведения де Кирико уникальными. Первое метафизическое прозрение возникло у него на площади Санта Кроче во Флоренции. «Мне вдруг показалось, будто все окружающее я вижу впервые», — писал он потом в мемуарах. Данный эпизод лег в основу и первой метафизической картины — «Загадка осеннего полдня» (1910). 

Уже в начале 1910-х годов в первых работах де Кирико отражены все основные мотивы его творчества - пустынные городские площади, пейзажи с «безвоздушной» перспективой, одиноко и гордо возвышающиеся над землей античные колонны и арки, безмолвно взирающие на это статуи. Словно попадаешь в сон, где все как будто правдоподобно и одновременно ирреально. Картины Джорджо де Кирико пропитаны меланхолией, тайной, тревожными предчувствиями. 

Одной из главных работ де Кирико считается картина «Тайна и меланхолия улицы». Отупляющая жара и вымерший город. Девочка с обручем стремительно бежит по безлюдной площади прямо навстречу зловещей тени, выглядывающей из-за угла. Сама девочка тоже похожа на расплывающуюся тень. Слева видно уходящее вдаль белое здание с арками. В правом углу - пустой фургон со зловеще открытой крышкой. Что хотел сказать этой картиной автор? Ответы на эти вопросы нужно искать самостоятельно - в собственном подсознании.

Джорджо де Кирико считал, что реальный мир – это всего лишь тонкая оболочка, под которой скрывается темный и загадочный мир подсознания. Он хотел раскрыть тайный смысл вещей через привычные предметные и материальные формы. 

Особое место в его работах ранних лет занимают изображения манекенов. Их подчеркнутая статичность противопоставляла метафизическую живопись появившемуся в те же годы в Италии движению футуризма с его культом безудержного движения. Окаменевшие манекены даже более “живы”, чем обычные люди потому как говорят на языке архетипов.

В 1920-х годах для художника наступил затяжной кризис. Де Кирико оставил метафизическую живопись, взялся переосмысливать античность и мифологические сюжеты, возвратился к классике и старым мастерам - примерял на себя разнообразные манеры и стили - Тициана, Рубенса, Курбе, Буше, Ватто. Он зарабатывал копированием своих старых работ, стал пропагандировать академизм, чем заслужил осуждение и негодование сюрреалистов, оценивших такой шаг как предательство. 

Другой раздел выставки рассказывает о работе художника в театре, экспонаты для него привезли из Италии и из британского Музея Виктории и Альберта. Здесь можно увидеть  костюмы к последней постановке балета “Бал” в антрепризе Сергея Дягилева 1929 года и для балетов "Пульчинелла" (1931) и "Протей" (1938). 

Отдельная глава выставки - “Вечное возвращение”, посвящена влиянию философских концепций на художника, который всю жизнь был увлечен Фридрихом Ницше, в частности его теорией “Вечного возвращения” - бытия как вечных песочных часов, переворачивающихся бессчетное число раз. Эта тема в творчестве де Кирико находит буквальное, литературное воплощение в вариациях на темы "Возвращения блудного сына" (1922) и "Возвращения Улисса" (1969). 

На выставке представлены также скульптура и графика художника — терракотовые фигуры в бронзе и эскизы все тех же манекенов, а также подготовительные наброски к живописным произведениям. 

Цикл работ, представленных на выставке, завершается разделом «Неометафизика» — так называют поздний период творчества де Кирико с 1968 по 1976 год. В это время художник вновь обращался к сюжетам собственных ранних работ, перерабатывая их и дополняя новыми деталями. Яркий пример этому — «Внутренняя метафизика мастерской» (1969), где вроде бы знакомые полотна художника изображены внутри новой картины. Но это был уже совершенно другой Кирико – салонный, роскошный, но совершенно лишенный авангардных идей. 

«Если бы я умер в 31 год, как Сера, или в 39, как Аполлинер, меня бы сегодня считали одним из главных живописцев века. Знаете, что говорили бы эти глупые критики?! Что самый великий художник-сюрреалист — это не Дали, не Магритт, не Дельво, а я, Кирико!», - скажет он в конце жизни. Художник прожил долгую жизнь и умер в 90 лет. 

Де Кирико был дважды женат, и оба раза женщинах с русскими корнями. 

Сначала его избранницей стала балерина Раиса Гуревич. Через 6 лет они расстались и художник женился на Изабелле Паксзвер. Та осталась с художником до конца его дней, была его верной музой и помощницей. После смерти Джорджо де Кирико Изабелла создала фонд художественного и литературного наследия художника, которому она завещала все, в том числе и прекрасный дом на площади Испании в Риме, где они прожили вместе 30 лет.

Работы для выставки предоставили семь музейных и частных собраний, среди которых Национальная галерея нового и современного искусства (Рим), Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето, Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей Виктории и Альберта (Лондон), ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также Фонд Джорджо и Изы де Кирико (Рим) и частная коллекция в Швейцарии.

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

100 работ патриарха авангарда

<h2> Основоположник сюрреализма Анри Бретон называл Джорджо де Кирико «творцом современной мифологии» и говорил, что его произведения дали возможность выразить программу сюрреалистов средствами живописи. Прежде работы де Кирико показывали в России лишь дважды - почти век назад: в 1929-м – четыре картины, в 1930-х – рисунки и офорты. Теперь же публика увидит более 100 работ предтечи сюрреализма и основателя движения “Метафизическая живопись”, датируемых с середины 1910-х годов и заканчивая 1970-ми. Экспозиция “Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения”, которая доступна в Третьяковке на Крымском Валу до 23 июня - первая масштабная выставка знаменитого авангардиста. </h2> <p> </p> <p style="text-align: left;"> <span style="font-size: 14pt;">Выставка работ Джорджо де Кирико (1888 - 1978) разделена на несколько разделов, позволяющих проследить, как эволюционировал и менялся этот один из важнейших авторов ХХ века. Изобретенный им сто лет назад метафизический художественный метод сделал революцию в живописи - открыл дверь современному искусству, дал новый взгляд многочисленным художникам, на которых творчество де Кирико оказало огромное влияние. Его ранними картинами восхищался Пикассо, под его влиянием родились такие художники как Магритт, Танги и Дали. Искусствоведы говорят о влиянии де Кирико и на русских художников – К. Малевича, А. Шевченко, А. Дейнеку, К. Рождественского, В. Ермолаеву и отслеживают явные параллели с его творчеством. </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <blockquote> <span style="font-size: 14pt;">Задолго до того, как были созданы произведения, впоследствии названные “сюрреализмом”, де Кирико уже создает свой собственный, глубоко своеобразный и выразительный язык живописи, которая впоследствии получила название “метафизической” и пишет серию своих самых известных работ: “Ностальгия по бесконечности” (1911), “Меланхолия и тайна улицы” (1914), “Ностальгия поэта” (1914), “Метафизический интерьер” (1917). </span>  </blockquote> <p style="text-align: left;"> <span style="font-size: 14pt;"> Как писал сам де Кирико, метафизический метод состоит в том, чтобы увидеть мир как в детстве, когда любой предмет — это открытие, прозрение. Это был новый взгляд на мир, который и делает произведения де Кирико уникальными. Первое метафизическое прозрение возникло у него на площади Санта Кроче во Флоренции. «Мне вдруг показалось, будто все окружающее я вижу впервые», — писал он потом в мемуарах. Данный эпизод лег в основу и первой метафизической картины — «Загадка осеннего полдня» (1910). </span> <br> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <br> <span style="font-size: 14pt;"> Уже в начале 1910-х годов в первых работах де Кирико отражены все основные мотивы его творчества - пустынные городские площади, пейзажи с «безвоздушной» перспективой, одиноко и гордо возвышающиеся над землей античные колонны и арки, безмолвно взирающие на это статуи. Словно попадаешь в сон, где все как будто правдоподобно и одновременно ирреально. Картины Джорджо де Кирико пропитаны меланхолией, тайной, тревожными предчувствиями. </span> <br> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <br> <span style="font-size: 14pt;"> Одной из главных работ де Кирико считается картина «Тайна и меланхолия улицы». Отупляющая жара и вымерший город. Девочка с обручем стремительно бежит по безлюдной площади прямо навстречу зловещей тени, выглядывающей из-за угла. Сама девочка тоже похожа на расплывающуюся тень. Слева видно уходящее вдаль белое здание с арками. В правом углу - пустой фургон со зловеще открытой крышкой. Что хотел сказать этой картиной автор? Ответы на эти вопросы нужно искать самостоятельно - в собственном подсознании.</span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <blockquote> <div> <span style="font-size: 14pt;">Джорджо де Кирико считал, что реальный мир – это всего лишь тонкая оболочка, под которой скрывается темный и загадочный мир подсознания. Он хотел раскрыть тайный смысл вещей через привычные предметные и материальные формы. </span> </div> </blockquote> <p style="text-align: left;"> <span style="font-size: 14pt;"> Особое место в его работах ранних лет занимают изображения манекенов. Их подчеркнутая статичность противопоставляла метафизическую живопись появившемуся в те же годы в Италии движению футуризма с его культом безудержного движения. Окаменевшие манекены даже более “живы”, чем обычные люди потому как говорят на языке архетипов. </span> <br> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <br> <span style="font-size: 14pt;">В 1920-х годах для художника наступил затяжной кризис. Де Кирико оставил метафизическую живопись, взялся переосмысливать античность и мифологические сюжеты, возвратился к классике и старым мастерам - примерял на себя разнообразные манеры и стили - Тициана, Рубенса, Курбе, Буше, Ватто. Он зарабатывал копированием своих старых работ, стал пропагандировать академизм, чем заслужил осуждение и негодование сюрреалистов, оценивших такой шаг как предательство. </span> <br> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <br> <span style="font-size: 14pt;"> Другой раздел выставки рассказывает о работе художника в театре, экспонаты для него привезли из Италии и из британского Музея Виктории и Альберта. Здесь можно увидеть  костюмы к последней постановке балета “Бал” в антрепризе Сергея Дягилева 1929 года и для балетов "Пульчинелла" (1931) и "Протей" (1938). </span> <br> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <br> <span style="font-size: 14pt;"> Отдельная глава выставки - “Вечное возвращение”, посвящена влиянию философских концепций на художника, который всю жизнь был увлечен Фридрихом Ницше, в частности его теорией “Вечного возвращения” - бытия как вечных песочных часов, переворачивающихся бессчетное число раз. Эта тема в творчестве де Кирико находит буквальное, литературное воплощение в вариациях на темы "Возвращения блудного сына" (1922) и "Возвращения Улисса" (1969). </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <blockquote> <div> <span style="font-size: 14pt;">На выставке представлены также скульптура и графика художника — терракотовые фигуры в бронзе и эскизы все тех же манекенов, а также подготовительные наброски к живописным произведениям. </span> </div> </blockquote> <p style="text-align: left;"> <span style="font-size: 14pt;"> Цикл работ, представленных на выставке, завершается разделом «Неометафизика» — так называют поздний период творчества де Кирико с 1968 по 1976 год. В это время художник вновь обращался к сюжетам собственных ранних работ, перерабатывая их и дополняя новыми деталями. Яркий пример этому — «Внутренняя метафизика мастерской» (1969), где вроде бы знакомые полотна художника изображены внутри новой картины. Но это был уже совершенно другой Кирико – салонный, роскошный, но совершенно лишенный авангардных идей. </span> <br> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <br> <span style="font-size: 14pt;"> «Если бы я умер в 31 год, как Сера, или в 39, как Аполлинер, меня бы сегодня считали одним из главных живописцев века. Знаете, что говорили бы эти глупые критики?! Что самый великий художник-сюрреалист — это не Дали, не Магритт, не Дельво, а я, Кирико!», - скажет он в конце жизни. Художник прожил долгую жизнь и умер в 90 лет. </span> <br> </p> <blockquote> <span style="font-size: 14pt;"> Де Кирико был дважды женат, и оба раза женщинах с русскими корнями. </span> </blockquote> <p style="text-align: left;"> <span style="font-size: 14pt;">Сначала его избранницей стала балерина Раиса Гуревич. Через 6 лет они расстались и художник женился на Изабелле Паксзвер. Та осталась с художником до конца его дней, была его верной музой и помощницей. После смерти Джорджо де Кирико Изабелла создала фонд художественного и литературного наследия художника, которому она завещала все, в том числе и прекрасный дом на площади Испании в Риме, где они прожили вместе 30 лет. </span> <br> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <br> <span style="font-size: 14pt;">Работы для выставки предоставили семь музейных и частных собраний, среди которых Нацио</span><span style="font-size: 14pt;">нальная галерея нового и современного искусства (Рим), Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето, Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей Виктории и Альберта (Лондон), ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также Фонд Джорджо и Изы де Кирико (Рим) и частная коллекция в Швейцарии.</span> </p>

100 работ патриарха авангарда

100 работ патриарха авангарда

100 работ патриарха авангарда

100 работ патриарха авангарда

https://www.traditionrolex.com/2
https://www.traditionrolex.com/2