Прошлое и настоящее Музея истории телефона
Люди собирают ретроавтомобили, граммофоны и даже танки. Впоследствии из многих коллекций вырастают частные музеи. Музей истории телефона тоже вырос из частной коллекции —оказывается, есть и те, кто отыскивает и покупает редкие телефоны.
Обо всем этом мы поговорили с экспертом Музея истории телефона Владимиром Цукором.
– Насколько редки коллекции телефонов?
– Коллекции телефонов имеют многие государственные музеи, например: Центральный музей связи в Санкт-Петербурге, Политехнический музей в Москве и другие. Такие коллекции есть у различных фирм. В советские времена существовали музеи предприятий, выпускавших телефоны, но в девяностые и нулевые годы их собрания зачастую были утеряны. В нашем «Музее истории телефона», пожалуй, одна из самых больших коллекций телефонов.
– Почему советские коллекции были утеряны?
– Из-за преобразований, реорганизаций, реконструкций зданий, слияний с другими предприятиями. Сотрудникам музеев надо было платить, а денег у заводов не было. Музеи занимали довольно большие помещения, на них появлялись иные планы. Мы часто связываемся с этими организациями, чтобы в рамках межмузейного обмена пополнить свою коллекцию – а музеев-то и нет, их коллекции сгинули.
На днях мы побывали на санкт-петербургском заводе имени А.А.Кулакова: бывший завод «Н.К.Гейслер и К°», который был переименован в Петроградский Телефонно-телеграфный завод им. А.А.Кулакова в 1922 году. А началось все с мастерской по ремонту телеграфного оборудования, которую Гейслер устроили в своей квартире: там было двое рабочих, два станка и трое тисков. Мастерская выросла в огромное предприятие, у него был музей, в нем было много экспонатов. В постсоветские времена, когда предполагалась плановая реорганизация, экспонаты упаковали в ящики и отправили на хранение. В настоящее время музейные экспонаты возвращены в здание главного офиса и планируется восстановление музея.
У МГТС был прекрасный музей, он занимал свыше 900 квадратных метров. Потом директора музея уволили, музей закрыли, экспонаты перевезли в другие помещения... А это был уникальнейший музей, с тысячами экспонатов, богатой историей, архивами.
— А частные коллекции телефонов есть?
– Да, есть, но их держат в квартирах, неприспособленных для этого помещениях и не выставляют. А если и выставляют, то судьба такого небольшого музея часто бывает печальной. Неважно, телефоны там представлены или что-то еще. Вот посмотрите: есть на предприятии энтузиаст. Он говорит: «Дайте мне вот этот уголок, он не используется. Я там поставлю несколько старых машин, которые мы выпускали». Ему дают этот уголок. Потом он уходит на пенсию, а площадь-то нужна... Если на этом предприятии толковый руководитель, экспонаты не погибнут. Но бывает, их просто выбрасывают.
Я одиннадцать лет был директором «Музея истории Центрального телеграфа». Потом здание Центрального телеграфа, в котором располагался музей, продали, музей демонтировали, а экспонаты перенесли в другое здание, которое позднее также было продано другим владельцам. А ведь музей работал с 1985 года, и там было представлено множество уникальных экспонатов.
– Как же возник Музей истории телефона?
– В 2010 году Виталий Викторович Езопов, генеральный директор телекоммуникационной компании «Мастертел», решил собирать старые телефоны с просветительскими целями, чтобы их могли видеть молодые сотрудники. В помещениях офиса компании были установлены витрины, в которых и расположили имеющиеся экспонаты. Когда количество аппаратов приблизилось к пяти сотням, для коллекции было дополнительно выделено еще несколько помещений, а Виталий Викторович задумался о создании музейного проекта «Музей истории телефона», куда мог бы прийти любой желающий и познакомиться с уникальной коллекцией телефонных аппаратов. Это произошло в конце 2010-го – начале 2011 года и в результате получилась цельная экспозиция. В 2011 году, когда я еще руководил «Музеем истории Центрального телеграфа», меня однажды пригласили на консультацию по собранной коллекции, ведь телеграфия и телефония – это «родственные» технологии. Особенность представления экспозиции в то время заключалась в том, что в офис компании не было свободного доступа. Руководство компании пошло на то, чтобы допускать всех посетителей в выходные. В отдельные дни проводилось по 3-4 часовых экскурсии. Это были специалисты, семьи, целые классы школьников, студенческие группы, и одиночные посетители.
– Не жалко вам было менять телеграф на телефон?
– В «Музее истории Центрального телеграфа» были представлены и телефоны. История телеграфа началась за 40 лет до истории телефона. Первый электромагнитный телеграфный аппарат был создан в 1832 году нашим соотечественником Павлом Львовичем Шиллингом. В «Музее истории Центрального телеграфа» была единственная в стране действующая модель аппарата Шиллинга. Оригиналов этого аппарата в России сохранилось всего два. В 1876 году, в развитие идеи телеграфа, появились первые телефоны. Но еще в 1865 году некоторые газеты писали: «Ходят разговоры, что можно будет разговаривать по проводам. Но это никому не нужно. Ведь можно послать курьера с письмом, он и на словах передаст все необходимое».
– Однако оказалось, что нужно.
— Первая телефонная сеть была создана Александром Беллом. Он изобрел телефонный аппарат, получил патент и основал Международную телефонную компанию. В 1882 году российское Главное управление почт и телеграфов приняло решение построить телефонные сети в пяти городах России. Был заключен договор с Международной компанией Белла, она должна была построить в них телефонные сети по своей технологии. Первый телефонный аппарат в Москве был включен в 1882 году. Емкость станций была небольшая, до сотни номеров. А тех, кто первым включил телефоны, вообще было около полутора десятков. Это были очень богатые люди, владельцы крупных фирм и заводов.
В ранних телефонах надо было подойти к стене, к аппарату, покрутить ручку, снять трубку и приблизить губы к амбюшуру (рупору). Иначе было плохо слышно. Телефонные аппараты постоянно совершенствовались и, например, для удобства пользователей этот рупор можно было поднять или опустить в зависимости от роста разговаривающего... В то время в городах было «безумие» телефонных проводов, столбы стояли на улицах, от них к домам тянулись провода, провода подвешивались на консолях, устанавливаемых на крышах домов.. В конце XIX века провода стали собирать в пучки - кабели связи и прокладывать их в специально оборудованной канализации или закапывать в землю.
Первые телефоны очень тяжело расходились. А потом молва взяла свое, стали подключаться и были подключены уже сотни номеров.
– Были ли первые телефоны оформлены как произведения искусства?
– Установить первые телефоны могли владельцы крупных фирм, видные чиновники, богатые рестораны, театры – для привлечения зрителей. Телефоны должны были вписаться в богатые интерьеры. Это должна была быть красивая вещь. Установка телефона Белла, который являлся собственностью компании, прокладка линии и обслуживание в течение года стоили 250 рублей. Для того, чтобы сравнить это с сегодняшними ценами, надо умножить на тысячу. Самая дорогая шуба в прекрасном фирменном магазине на Кузнецком Мосту обходилась в 85 рублей.
Посетив наш музей, люди удивляются тому, какими красивыми были первые телефонные аппараты. Дерево, лак, полировка, инкрустации. Если литье, то фигурное. Особое покрытие металлических частей – с блеском. Каждый такой телефон – произведение искусства. Первые телефоны весили десять-пятнадцать килограммов. Они вешались на стены и назывались «стеновыми». Потом появились настольные телефоны.
Со временем телефоны стали массовыми, их дизайн упрощался. Но у нас, например, есть телефон «Слон», выпущенный в семидесятые годы ХХ века. Это тяжеленный металлический аппарат. Настоящий слон…
А вот ранние норвежские телефоны: фигурное литье, роспись, львиные «ножки»-подставки. Некоторые литые телефоны художники разрисовывали так, что они кажутся легкими и их трудно отличить от деревянных. А на самом деле они чугунные.
Вот прекрасный аппарат, который выпустила фирма Ericsson в 1895 году. Если самые ранние телефоны представляют собой глухие деревянные ящики, то здесь все открыто – даже чашечки звоночка выступают. Производитель назвал этот телефон «скелетом». Есть телефон «Паук», есть телефон «Жук», есть телефон «Эйфелева башня» с ножками как у нее и сделанный из алюминия – масса модификаций, масса названий. Путь телефона от предмета роскоши до бытовой и повседневной вещи был долог и в этом можно убедиться, познакомившись с экспонатами нашего музея.
– А каков был путь вашего музея?
– Он тоже примечателен. В какой-то момент Виталий Езопов открыл общедоступный «Музей истории телефона» как филиал московского музея в Санкт-Петербурге, на площади 150 квадратных метров. Там даже старинная телефонная станция была развернута. Музей размещался в офисе «Мастертел». Он работал, как полноценный музей. В 2015 году московский филиал «Музея истории телефона» «перерос» офис, где он размещался — экскурсии проводились только в выходные дни, надо было предварительно записаться, подать заявку, требовались согласования со службой безопасности… Это было сложно. В выходные проходило до четырех экскурсий, но все-таки это было не то. В 2015 году Виталием Езоповым было подобрано здание с обширными помещениями в Колпачном переулке. Там компанией «Мастертел» была открыта первая в России площадка, которая развивала несколько проектов по популяризации информационно-коммуникационных технологий. .
В этом здании музей проработал недолго. Руководством компании было принято решение: закрыть филиал музея в Санкт-Петербурге и собрать всю коллекцию в единое целое. В итоге музей был переведен в трехэтажное здание на Садово-Кудринской, дом 19, строение 2. Второй этаж был полностью реконструирован и оборудован по всем музейным требованиям. Все экспонаты, более пяти сотен, разместили в витринах и на стендах. Их оборудовали качественной подсветкой. Каждый экспонат имеет описание, в музее доступен аудиогид . Есть и кафе, презентационный зал с видеоустановкой, зона для лекций и работы со школьниками.
Всего в музее пять залов с двумя десятками витрин и стендов, в которых собраны экспонаты по определенным темам, например: начало телефонии, автоматическая телефония, специальные телефонные устройства, военно-полевые средства связи и многое другое.
– А какие у вас еще есть уникальные телефоны?
– У нас есть гигиенофон. На заре телефонии для привлечения клиентов в богатых магазинах устанавливали телефон, состоятельные клиенты могли разговаривать по нему бесплатно. В магазинах попроще клиенты могли позвонить, заплатив владельцу магазина за разговор или воспользоваться одним из первых прообразов таксофона. Посетитель приходил в магазин, снимал трубку телефона и говорил телефонистке, с кем его соединить. Она устанавливала соединение, но поговорить не давала, пока в коробу со щелочкой не будет брошена монетка. Как только та провалится в коробочку, у телефонистки раздастся звонок, и она обеспечит три минуты разговора. А в другие телефоны можно было бросать монетки разного достоинства – от этого зависело время разговора.
Во время эпидемий телефоны в магазинах были рассадником микробов и бактерий. Специально обученные мальчишки после каждого разговора протирали трубки дезинфицирующим раствором. В результате появился гигиенофон. У него телефонная трубка сделана из металла, покрытого серебром: считается, что оно убивает микробы.
В нашей экспозиции есть аналог телефонов, которые были на «Титанике». Есть телефон, который был в пользовании семьи последнего российского императора Николая II. Есть телефон «Эрикофон», который подарили Гагарину.
Алексей Филиппов
Фото: Музей истории телефона, публикуются с согласия правообладателя