Картина стоит восемнадцать миллионов долларов. Она находится в небольшом музее, с устаревшей сигнализацией, немногочисленной охраной, украсть ее оттуда ничего не стоит... И это значит, что рано или поздно ее похитят. Стоящую восемнадцать миллионов картину Франса Хальса «Два смеющихся юноши с пивным кувшином», принадлежавшую музею Хофье ван Арден в голландском городе Лердаме с 1988 года воровали три раза — полиция думает, что за этим стоит коллекционер-фанатик. Но знаменитый нидерландский арт-детектив Артур Бранд считает иначе.
Бранд человек уникальной профессии, он сильно напоминает джентльменов — частных детективов, которых любили делать главными героями своих произведений британские писатели конца XIX-начала ХХ веков. Наш герой человек со средствами, в прошлом он собирал антиквариат. Бранд считает себя искусствоведом: основательно изучив арт-рынок, он понял, что около тридцати процентов представленных на нем вещей являются подделками. Это ему не понравилось.
Его карьера арт-детектива началась с того, что он стал разоблачителем: Бранд начал выявлять поддельные произведения искусства, и очень в этом преуспел. Подделка может быть как угодно хороша, но у нее нет истории, она возникает ниоткуда – а если фальсификаторы и озаботились созданием провенанса, то их нетрудно разоблачить. Так Бранд набрался опыта, обзавелся связями в криминальном мире и понял, на чем основан интерес профессиональных преступников к произведениям искусства и какова обычно бывает судьба похищенных из музеев картин. С точки зрения Бранда, реализовать украденную картину великого художника, получив за нее те миллионы долларов, которые она стоит на Сотбис, практически невозможно, на это рассчитывают лишь вступившие на скользкий путь музейных воров дилетанты. Настоящим мафиози сокровища искусства нужны для другого.
Это своего рода валюта преступного мира. Картиной знаменитого мастера можно рассчитаться за поставки наркотиков и оружия, в подобных сделках она становится эквивалентом денег. И, что гораздо важнее для боссов преступного мира, такие вещи составляют важный для них обменный фонд. Похищения произведений искусства имеют громкий медийный резонанс. В обмен на них можно получить существенное сокращение тюремного срока – такие случаи бывают часто. Но если на след похищенной картины нападает полиция, преступники, как правило, безжалостно уничтожают ее. В коллекции добропорядочных собирателей краденые вещи попадают редко, перед этим пройдя через несколько рук, и приобретают их дилетанты.
В этом мире Артур Бранд выбрал для себя роль посредника. С полицейскими криминальные боссы разговаривать не станут, а он может им объяснить, что произведение искусства лучше отдать. Это самое разумное: ведь о том, что оно у них, стало известно. Если об этом узнает полиция, и шедевр исчезнет, за это придется отвечать.
Бранд рассчитывает на то, что криминальные боссы — рациональные люди, и до сих пор он ни разу не ошибся. Спонтанно убивают уличные преступники, а те, кто сделал из преступлений процветающий бизнес, относятся к убийствам, как к инвестициям – те должны приносить прибыль, а не неприятности. Убивать его для них резона нет, а вот прислушаться к его доводам им стоит. Так, до сих пор, и получается, и самым известным из дел Бранда стала находка картины Пикассо «Бюст женщины» («Дора Маар»), в 1999 году похищенной с яхты саудовского принца Абдуллы Мохсена Абдулмалика аль-Шейха.
Картина оценивалась в двадцать пять миллионов евро, за ее находку саудовский принц назначил премию в четыреста тысяч евро. О картине долго ничего не было слышно, полиция считала, что ее уничтожили. Но в 2015 году прошел слух, что она всплыла в голландских криминальных кругах, и страховая компания обратилась к Бранду. К этому времени на его счету было около двухсот раскрытых дел, примерная стоимость найденного оценивалась в сто пятьдесят миллионов долларов.
Бранд считает, что девяносто процентов украденных произведений искусства в конце-концов уничтожают, поэтому ему приходилось действовать очень осторожно. Благодаря своим связям в преступном мире он вычислил тогдашнего владельца картины — им оказался легально купивший ее голландский бизнесмен. Он был далек от искусства, и считал, что совершил законную сделку: Бранд осторожно на него вышел, рассказал правду, и тот ужаснулся, представив возможные последствия. Вскоре два его друга принесли детективу картину Пикассо в мешке из-под мусора.
У Бранда и до этого было много громких удач. Он нашел двух бронзовых коней, во времена Третьего Рейха стоявших перед Рейхсканцелярией – считалось, что они погибли во время битвы за Берлин. Для этого детективу пришлось выдать себя за богатого коллекционера. Им была найдена древняя византийская мозаика, похищенная из христианского храма во время гражданской войны на Кипре. Позже, в 2020 году ему удалось вернуть написанную от руки книгу стихов средневекового поэта Хафиза Ширази: ее похитители в 2007 году, она стоит миллион евро. Бранда не зря называют «Индианой Джонсом в мире искусства», — а началась его карьера детектива с незначительного, но подпадающего под уголовную ответственность, правонарушения.
Еще студентом Бранд отдыхал в Испании, там он подружился с цыганами, и вместе с ними принял участие в незаконных раскопках. На его долю досталась античная серебряная монета с профилем римского императора — держа ее в руках, он испытал совершенно новое чувство, для него ожила история. Позже он стал коллекционером, потом арт-детективом, и это связано не только с тем, что за это ему прекрасно платят, но и с эмоциями.
Картина Пикассо «Бюст женщины» простояла к квартире Бранда почти сутки: он смотрел на нее, курил — и чувствовал себя на седьмом небе…
Алексей Филипов