“Десятью цветами искусств” - “пан-се-мье” - мьянманцы называют группу из десяти традиционных видов искусств. К ним относят живопись, скульптуру, архитектуру, стуковый декор, торевтику - искусство производства рельефных художественных изделий из металла, ювелирное искусство, кузнечное дело, лаковое искусство, токарное ремесло и производство художественных изделий из металла. Традиционно в Мьянме не делают различий между видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Изделия ювелира, кузнеца или лаковых дел мастера ценятся так же высоко, как и произведения живописца и скульптора.
Художественные традиции Мьянмы начали формироваться еще в I тысячелетии нашей эры и достигли своего высокого расцвета в эпоху Паганского государства (XI – первая половина XIV вв.). Общий подъем искусства сопровождался небывалым размахом строительства, поражающего многочисленностью и разнообразием религиозных строений. Только в столице страны, городе Пагане, было сооружено более 3000 буддийских храмов и ступ.
Сложившиеся художественные традиции оказали огромное влияние на развитие искусства последующих веков. Именно с тех пор остаются почти неизменными каноны культовой пластики. Среди “десяти цветов искусств” каменная скульптура занимает одно из почетных мест. В экспозиции находится мраморная статуя первой половины XX века, представляющая самый распространенный в Мьянме иконографический тип Будды с жестом “бхумиспарша” – “касающийся земли”.
При перечислении входящих в “пан-се-мье” искусств мьянманцы обычно называют кузнечное дело одним из первых. Кузнецы делали не только орудия труда, но прежде всего – холодное оружие, играющее важную роль в культуре всех народов. Экспонируемые на выставке мечи и нож являются образцами искусства Верхней Мьянмы, славящейся своими оружейниками.
Выставка передает дух Мьянмы и все, что на ней демонстрируется, действительно, очень мьянманское, отличительное и покоряющее зрителей. Все работы - и резьба из слоновой кости, и картины, и серебро - необычайно изящные, талантливые. Особое место в экспозиции занимают произведения лакового искусства. Оригинальный метод, разработанный мастерами Мьянмы, – полихромная гравировка. Самое старое изделие в экспозиции, сделанное в этой технике, восьмигранная шкатулка XIX – начала XX века с типично паганским орнаментом из завитков и летящих птиц. Также можно увидеть произведения, изготовленные в технике “золотой листок”, которая представляла собой своеобразную роспись-аппликацию с использованием водорастворимой краски и сусального золота.
Куратор выставки Наталья Гожева рассказала “Культуромании”, что “пан-се-мье” - это несколько условное название, потому что сложилось это понятие довольно поздно и в него вошли разные виды искусства, которые считались наиболее значимыми. Но в него, не вошла, например, керамика, изготовление которой имеет очень древние корни. Хотя в перечень “пан-се-мье” это искусство не входит, но оно вполне достойно этого и в постоянной экспозиции Государственного музея Востока есть несколько экспонатов, подаренных в 1977 году бирманским министерством по делам религии и культуры. Также в перечень “пан-се-мье” не входит искусство вышивки - золотого шитья. Это ремесло очень популярно в Мьянме и в коллекциях многих музеев мира собраны панно, вышивки, аппликации. Традиционное бирманское панно можно увидеть и на этой выставке.
“Данная выставка полностью построена на экспонатах из коллекции нашего музея. Сейчас Мьянма переживает непростое время - военный режим сменился демократической системой и культурный обмен между нашими странами, к сожалению, приостановлен, поскольку у них нет средств на то, чтобы привозить выставки в Россию. Одна из последний выставок, посвященная реликвиям Мьянмы, прошла в 1990-м году, когда у нас были еще достаточно активные отношения, а дальше все заглохло. И у нашего музея тоже нет средств чтобы получать выставки оттуда, однако сейчас мы стараемся возродить эту традицию и открывая экспозицию “Десять цветов искусств” надеемся, что она позволит прикоснуться к древним традициям этой необыкновенно интересной страны.
Мы ставили перед собой цель представить произведения всех десяти видов искусства. Естественно, мы не могли показать каменную кирпичную архитектуру, но в составе экспозиции есть несколько полотен современных художников, которые изобразили известные буддистские памятники - стену Мандалайского королевского дворца и ступы в Сагайне. Не все выставленные вещи древние, но все они глубоко традиционные - так жители Мьянмы изготавливали их всегда, начиная с поганского времени.
На каждом предмете указано откуда он поступил и таким образом можно проследить историю нашей бирманской коллекции - в кратком виде, но тем не менее, это история. Здесь и шкатулка конца 19 века, подаренная дипломатом и поэтом Владимиром Тардовым, и вещи, которые оказались в нашем музее после того, как СССР установил дипломатические отношения с Мьянмой 70 лет назад - в основном это правительственные дары. Постепенно они поступали к нам из других музеев, где они были случайными, и наш музей начал целенаправленно собирать коллекцию искусства Мьянмы. Особенно активно этот процесс шел в 70-е годы - это был такой культурный ренессанс наших отношений - тогда прошло несколько бирманских выставок. В 1973 году завершилась очень крупная выставка народных ремесел Мьянмы, с которой более 300 экспонатов поступило в нашу коллекцию. Некоторые из них показаны сейчас на этой выставке”, - рассказала куратор выставки Наталья Гожева.
Выставка “Десять цветов искусств” продлится в Государственном музее Востока до 8 января 2018 года.
Ольга Степанова