Сейчас трудно прогнозировать, насколько успешной станет данная программа, и в каком формате она будет действовать. Изначально предлагалось субсидировать чартеры только в межсезонье. Как получится в итоге, узнаем только в октябре. Очевидно одно: поскольку поручение дано на уровне вице-премьера, оно должно быть реализовано.
Но это в любом случае хорошо для внутренних курортов. Здесь можно обратиться к примеру Израиля, который уже пару лет субсидирует чартеры с иностранными туристами и очень доволен результатами.
Местное Министерство туризма компенсирует авиакомпаниям и туроператорам 45 евро за каждого привезенного туриста (предложение актуально только для тех компаний, которые организуют минимум 16 рейсов в течение одного сезона – с середины октября по конец марта). Такая программа вкупе с активными рекламными кампаниями на главных рынках (США и Россия) приносит отличные плоды: каждый месяц Израиль с гордостью докладывает о том, что обновил очередной собственный рекорд по количеству принимаемых туристов.
Очень важно действовать через конструктив. Регулярные "наскоки" на топовые зарубежные направления зачастую вызывают обратный эффект: туристы не хотят, чтобы им что-то навязывали.
Это очень хорошо видно на туристических страницах в социальных сетях: пользователи негативно реагируют на появляющиеся пачками сообщения о том, что посещать заграничные курорты не рекомендуется. Показательна ситуация с вирусом Коксаки в Турции: Роспотребнадзор и Ростуризм выпустили дежурные заявления о том, что на турецких курортах небезопасно, а от путевок можно отказаться, вернув полную стоимость. В свою очередь Ассоциация туроператоров сообщает, что Турция остается самым востребованным направлением, отказов почти нет, а туристы считают, что проблема раздута СМИ.
Утверждать, что наши курорты ничуть не уступают зарубежным конкурентам – путь в никуда. Нужно признать, что нам есть к чему стремиться. Выделить основные недочеты и, засучив рукава, работать.
Особняком стоит Сочи – это наш главный курорт, визитная карточка. Но и здесь есть над чем потрудиться. Уровень сервиса местами хромает: обслуживающий персонал не всегда достаточно предупредителен с туристами, а цены зачастую неоправданно завышены.
Некоторый спад турпотока на российские курорты текущим летом прогнозировался большинством экспертов отрасли и объективно должен был произойти по целому ряду объективных причин. Самая очевидная – возобновление чартерного авиасообщения с Турцией. Внутренние направления пока не могут на равных конкурировать с турецкими курортами. Если говорить о соотношении цены и качества, это пока, к сожалению, просто разные "лиги".
Вторая причина: очень многие отельеры, вдохновившись итогами летнего сезона 2016 года, решили, что можно завысить цены – не учтя при этом тот факт, что в 2017 году вернулась Турция, и она готова на все, чтобы вернуть россиян. С самого начала года туроператоры говорили об этом чиновникам Крыма и Сочи, поэтому некоторые (но не все) услышали аргументы и успели снизить цены до начала высокого сезона. Особенно продуктивный диалог получился с властями Сочи, которые, после объяснений туроператоров о нецелесообразности повышения цен, сумели донести эту мысль до отельеров. Но выбирая между схожими по цене курортами РФ и Турции, большинство туристов все равно предпочли второй вариант. Далеко не все остались довольны увиденным на наших курортах летом прошлого года. Больше всего вопросов – у тех, кто привык отдыхать на заграничных «все включено» и ожидал от Краснодарского края и Крыма чего-то похожего.
Что касается ближайшей перспективы, здесь нам поможет Чемпионат мира по футболу, в рамках которого по всем крупным городам страны поедут десятки тысяч российских и иностранных болельщиков, а города получат базовую необходимую инфраструктуру: дороги, аэропорты, отели. Многое будет зависеть от того, какое впечатление у путешественников останется и что они расскажут, вернувшись домой. Также важно продолжить все это развивать и после крупного турнира.
В целом льготы турбизнесу от государства, как показывает пример того же Израиля – вполне действенная мера. Подобные проекты сейчас рассматривают и Турция с Египтом. И нам стоит взять на вооружение опыт ведущих в области туризма стран.
Даниил Марченко – редактор новостного отдела портала «Тонкости туризма»