Британский музей ищет похищенное

Коллекционирование/Арт-рынок

Британский музей ищет похищенное
29 Сентября 2023, 14:16

Культурная институция обратилась за помощью к общественности

«Культуромания» недавно рассказывала о громком скандале в Британском музее. Как оказалось, главный куратор греко-римского направления на протяжении десятилетия похищал и продавал на интернет-аукционах артефакты из хранилища музея. Всего музей недосчитался более чем 2 тысяч единиц хранения. Результатом стал не только арест куратора, но и отставка руководства музея, которое на протяжении почти трех лет не реагировало на сигналы голландского арт-дилера Итая Грейделя, который обнаружил в интернете антиквариат, числящийся в каталогах музея. 

История получила развитие — Британский музей обратился за помощью к общественности, чтобы вернуть утраченные предметы, которые куратор Питер Джон Хиггс продавал на e-bay и т.д. На сайте музея создан специальный раздел, где музей предлагает всем, кто знает о местонахождении вещей, вступить в коммуникацию по мейлу. Правда, раздел, на наш взгляд. выглядит несколько странно. На нем отсутствует собственно список пропавших предметов (указано, что музей воздержался от этого по «совету специалистов по возврату»), приведена лишь их специализация — римские и греческие драгоценные украшения, камеи, инталии и т.д. Также перечислен «список мер, которые музей предпринимает для возврата». 

Подобная подача вызывает определенные вопросы. Как обладатель предмета может понять, что тот был украден из Британского музея, не имея перед гласами списка с описанием похищенного? В общем, все похоже на обычную «показуху» с целью восстановить «доброе имя музея» и показать какую-то активность на данном направлении. Между тем, усилия полиции по поиску украденного пока принесли весьма скромные результаты. Известно, что возвращено около 60 предметов и выяснено местонахождение еще примерно 300. Притом 70 предметов были куплены собственно Итаем Грейделем, который и поднял тревогу. 

Воровская схема г-на Хиггса выглядела крайне странно — он продавал украденное не через знакомых дилеров, а на e-bay, причем по бросовым ценам. Например, древнеримское украшение из оникса, которое оценивается в 30—60 тысяч долларов, он выставил там в 2016 году всего за 50 долларов. Возможно, так Хиггс хотел сохранить анонимность, но именно на этом он и погорел. В феврале 2021 года арт-дилер из Нидерландов Итай Грейдель проинформировал руководство Британского музея, что видел экспонаты из его коллекции, выставленные на интернет-аукционе. По его данным, эти артефакты были описаны в каталоге музея за 1926 год. Грейделю ответили только через пять месяцев — заместитель руководителя культурной институции Джонатан Уильямс отправил письмо, где сообщил, что «нет никаких оснований подозревать что-то противозаконное». Грейдель, к счастью, на этом не успокоился и решил проинформировать о своем открытии одного из членов правления. Теперь уже сам директор музея Хартвиг Фишер написал письмо члену правления и заверил его, что «все указанные экспонаты находятся в музее». Позже глава правления Джордж Осборн сообщил представителю Попечительского совета, что «нет оснований для каких-то подозрений». Похоже, Грейдель все-таки не успокоился, так как этим летом Фишер неожиданно заявил, что в 2024 году уйдет в отставку. Тем не менее, замять скандал не удалось. Фишеру и его заму пришлось в спешном порядке оставить свои посты. 

Интересно, что ситуацией немедленно воспользовались Греция и Китай, потребовавшие реституции культурных ценностей, хранящихся в Британском музее. Греческий министр культуры Лина Мендони заявила, что произошедшее «ставит под вопрос способность менеджмента Британского музея сохранять находящиеся там экспонаты». Эти слова подтверждает и расследование, проведенное британской газетой Evening Standart. Один из сотрудников музея сообщил, что находящиеся в хранилище экспонаты невозможно надежно контролировать, потому как они далеко не все каталогизированы, хранятся в беспорядке и «им выделены очень небольшие площади». Британский музей на бумаге владеет примерно 8 млн предметов, половина из которых не каталогизирована! Слово «примерно» тут на самом деле главное — ведь многие предметы присутствуют физически (или уже не присутствуют), но при этом они никогда не были официально зафиксированы как единицы хранения! 

Похоже, учет артефактов в хранилище — это не только британская проблема. На днях стало известно еще об одном подобном случае — правда не со столь масштабными последствиями. Техник в Немецком музее в Мюнхене менял в хранилище картины национальных художников XIX столетия на подделки. Оригиналы он отдавал аукционным домам, которые открыто продавали их на своих аукционах. Только одна из картин ушла (в долларовом эквиваленте) за 74 тысячи долларов. Таким образом техник заработал на «Роллс-ройс» и много чего еще. Видимо, именно несоответствие доходов и расходов привлекло к нему внимание. То есть заслуга в том финансовой полиции, а вовсе не музейщиков. Кстати, персонаж в итоге легко отделался — получил всего год условно. 

Игорь Сирин

Фото: скриншот сайта Британского музея

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Британский музей ищет похищенное

<p> «Культуромания» недавно рассказывала о громком скандале в Британском музее. Как оказалось, главный куратор греко-римского направления на протяжении десятилетия похищал и продавал на интернет-аукционах артефакты из хранилища музея. Всего музей недосчитался более чем 2 тысяч единиц хранения. Результатом стал не только арест куратора, но и отставка руководства музея, которое на протяжении почти трех лет не реагировало на сигналы голландского арт-дилера Итая Грейделя, который обнаружил в интернете антиквариат, числящийся в каталогах музея.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> История получила развитие — Британский музей обратился за помощью к общественности, чтобы вернуть утраченные предметы, которые куратор Питер Джон Хиггс продавал на e-bay и т.д. На сайте музея создан специальный раздел, где музей предлагает всем, кто знает о местонахождении вещей, вступить в коммуникацию по мейлу. Правда, раздел, на наш взгляд. выглядит несколько странно. На нем отсутствует собственно список пропавших предметов (указано, что музей воздержался от этого по «совету специалистов по возврату»), приведена лишь их специализация — римские и греческие драгоценные украшения, камеи, инталии и т.д. Также перечислен «список мер, которые музей предпринимает для возврата».<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Подобная подача вызывает определенные вопросы. Как обладатель предмета может понять, что тот был украден из Британского музея, не имея перед гласами списка с описанием похищенного? В общем, все похоже на обычную «показуху» с целью восстановить «доброе имя музея» и показать какую-то активность на данном направлении. Между тем, усилия полиции по поиску украденного пока принесли весьма скромные результаты. Известно, что возвращено около 60 предметов и выяснено местонахождение еще примерно 300. Притом 70 предметов были куплены собственно Итаем Грейделем, который и поднял тревогу.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Воровская схема г-на Хиггса выглядела крайне странно — он продавал украденное не через знакомых дилеров, а на e-bay, причем по бросовым ценам. Например, древнеримское украшение из оникса, которое оценивается в 30—60 тысяч долларов, он выставил там в 2016 году всего за 50 долларов. Возможно, так Хиггс хотел сохранить анонимность, но именно на этом он и погорел. В феврале 2021 года арт-дилер из Нидерландов Итай Грейдель проинформировал руководство Британского музея, что видел экспонаты из его коллекции, выставленные на интернет-аукционе. По его данным, эти артефакты были описаны в каталоге музея за 1926 год. Грейделю ответили только через пять месяцев — заместитель руководителя культурной институции Джонатан Уильямс отправил письмо, где сообщил, что «нет никаких оснований подозревать что-то противозаконное». Грейдель, к счастью, на этом не успокоился и решил проинформировать о своем открытии одного из членов правления. Теперь уже сам директор музея Хартвиг Фишер написал письмо члену правления и заверил его, что «все указанные экспонаты находятся в музее». Позже глава правления Джордж Осборн сообщил представителю Попечительского совета, что «нет оснований для каких-то подозрений». Похоже, Грейдель все-таки не успокоился, так как этим летом Фишер неожиданно заявил, что в 2024 году уйдет в отставку. Тем не менее, замять скандал не удалось. Фишеру и его заму пришлось в спешном порядке оставить свои посты.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Интересно, что ситуацией немедленно воспользовались Греция и Китай, потребовавшие реституции культурных ценностей, хранящихся в Британском музее. Греческий министр культуры Лина Мендони заявила, что произошедшее «ставит под вопрос способность менеджмента Британского музея сохранять находящиеся там экспонаты». Эти слова подтверждает и расследование, проведенное британской газетой Evening Standart. Один из сотрудников музея сообщил, что находящиеся в хранилище экспонаты невозможно надежно контролировать, потому как они далеко не все каталогизированы, хранятся в беспорядке и «им выделены очень небольшие площади». Британский музей на бумаге владеет примерно 8 млн предметов, половина из которых не каталогизирована! Слово «примерно» тут на самом деле главное — ведь многие предметы присутствуют физически (или уже не присутствуют), но при этом они никогда не были официально зафиксированы как единицы хранения!<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Похоже, учет артефактов в хранилище — это не только британская проблема. На днях стало известно еще об одном подобном случае — правда не со столь масштабными последствиями. Техник в Немецком музее в Мюнхене менял в хранилище картины национальных художников XIX столетия на подделки. Оригиналы он отдавал аукционным домам, которые открыто продавали их на своих аукционах. Только одна из картин ушла (в долларовом эквиваленте) за 74 тысячи долларов. Таким образом техник заработал на «Роллс-ройс» и много чего еще. Видимо, именно несоответствие доходов и расходов привлекло к нему внимание. То есть заслуга в том финансовой полиции, а вовсе не музейщиков. Кстати, персонаж в итоге легко отделался — получил всего год условно.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>Игорь Сирин</b> </p> <p> <b>Фото: скриншот сайта Британского музея</b> </p>

Британский музей ищет похищенное

Британский музей ищет похищенное

Британский музей ищет похищенное

Британский музей ищет похищенное

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Музеи нанимают «детективов» по провенансу
28 марта 2024, 13:53

История

Суд оправдал кладоискателя-симулянта
22 марта 2024, 14:14

Коллекционирование/Арт-рынок

Неумирающий Шерлок Холмс
8 апреля 2024, 15:09
https://www.traditionrolex.com/2
https://www.traditionrolex.com/2