Музеи нанимают «детективов» по провенансу

Коллекционирование/Арт-рынок

Музеи нанимают «детективов» по провенансу
28 Марта 2024, 13:53

Нью-Йоркский «Метрополитен» решил начать системную работу по прояснению происхождения экспонатов

Ведущий арт-музей США сообщил о том, что нанимает на работу топ-менеджера Sotheby’s, чтобы тот возглавил созданный примерно год назад отдел, занимающийся расследованием провенанса поступающих в музей предметов. Речь идет о вице-президенте аукционного дома Люциане Симмонсе, который занимался в Sotheby’s вопросами провенанса с 1997 года. Как сообщается в его досье, он был участником разбирательств по вопросам реституции в отношении предметов общей стоимостью 850 млн долларов. 

В наши дни музеи, особенно те, что вкладывают в приобретение новых экспонатов существенные суммы, вынуждены все чаще заниматься самостоятельными изысканиями по поводу их происхождения. С одной стороны, геополитические потрясения последних 35 лет, прежде всего войны и конфликты на Ближнем Востоке, привели к появлению огромной массы украденных предметов из музеев и частных коллекций региона. С другой, – международная практика в сфере реституции таких вещей существенно ужесточилась. Объектом реституции становятся предметы, вывезенные из стран происхождения во время колониальной эпохи, обсуждается даже возвращение мраморных фигур и рельефов, «позаимствованных» двести лет назад лордом Элгином из Афинского акрополя, что  экспонируются сейчас в Британском музее (британцы тогда их фактически спасли — Греция находилась в составе Османской империи и бесценные балерьефы систематически разрушались). 

В этих условиях музеи не могут «просто покупать» предметы, даже с неким провенансом — во многих случаях он оказывается поддельным. Здесь можно упомянуть недавнюю громкую историю с арестом в США главы известного британского АД Roma Numismatics’s Ричарда Била. Тот обвинялся в том, что в 2020 году продал две крайне редкие римские монеты с поддельным провенансом. Одна из них, золотая монета «Мартовские иды», выпущенная в  42 г. до н.э. в память об убийстве Цезаря, ушла с молотка за 4,2 млн долларов (при эстимейте в 650 тысяч), став на тот момент самой дорогой античной монетой в мире. Музеи, как и ведущие аукционные дома, вынуждены перестраховываться и создавать собственные команды, которые будут заниматься исследованием провенанса. 

Сам «Метрополитен» за последние годы пережил несколько громких скандалов по поводу происхождения своих экспонатов, в результате чего пришлось возвращать предметы в такие страны, как Камбоджа, Египет, Нигерия, Китай, Индия, Италия, Непал, Йемен и так далее. Также было возвращено немало предметов, которые были когда-то собственностью евреев, пострадавших во время Второй мировой войны. Музей в итоге понес очевидные имиджевые и финансовые потери, так как никакой компенсации в случае реституции культурные институции как правило не получают. 

Всего в команде «детективов» «Метрополитена» будут трудиться 11 человек. Симмонс присоединится к отделу в мае. Музей «Метрополитен», основанный в 1870 году, является наиболее посещаемым в США. В его коллекции в данный момент находится порядка 1,5 млн предметов. 

Татьяна Филиппова

Фото: скриншот YouTube Sotheby’s

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Музеи нанимают «детективов» по провенансу

<p> Ведущий арт-музей США сообщил о том, что нанимает на работу топ-менеджера Sotheby’s, чтобы тот возглавил созданный примерно год назад отдел, занимающийся расследованием провенанса поступающих в музей предметов. Речь идет о вице-президенте аукционного дома Люциане Симмонсе, который занимался в Sotheby’s вопросами провенанса с 1997 года. Как сообщается в его досье, он был участником разбирательств по вопросам реституции в отношении предметов общей стоимостью 850 млн долларов.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> В наши дни музеи, особенно те, что вкладывают в приобретение новых экспонатов существенные суммы, вынуждены все чаще заниматься самостоятельными изысканиями по поводу их происхождения. С одной стороны, геополитические потрясения последних 35 лет, прежде всего войны и конфликты на Ближнем Востоке, привели к появлению огромной массы украденных предметов из музеев и частных коллекций региона. С другой, – международная практика в сфере реституции таких вещей существенно ужесточилась. Объектом реституции становятся предметы, вывезенные из стран происхождения во время колониальной эпохи, обсуждается даже возвращение мраморных фигур и рельефов, «позаимствованных» двести лет назад лордом Элгином из Афинского акрополя, что  экспонируются сейчас в Британском музее (британцы тогда их фактически спасли — Греция находилась в составе Османской империи и бесценные балерьефы систематически разрушались).<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> В этих условиях музеи не могут «просто покупать» предметы, даже с неким провенансом — во многих случаях он оказывается поддельным. Здесь можно упомянуть недавнюю громкую историю с арестом в США главы известного британского АД Roma Numismatics’s Ричарда Била. Тот обвинялся в том, что в 2020 году продал две крайне редкие римские монеты с поддельным провенансом. Одна из них, золотая монета «Мартовские иды», выпущенная в  42 г. до н.э. в память об убийстве Цезаря, ушла с молотка за 4,2 млн долларов (при эстимейте в 650 тысяч), став на тот момент самой дорогой античной монетой в мире. Музеи, как и ведущие аукционные дома, вынуждены перестраховываться и создавать собственные команды, которые будут заниматься исследованием провенанса.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Сам «Метрополитен» за последние годы пережил несколько громких скандалов по поводу происхождения своих экспонатов, в результате чего пришлось возвращать предметы в такие страны, как Камбоджа, Египет, Нигерия, Китай, Индия, Италия, Непал, Йемен и так далее. Также было возвращено немало предметов, которые были когда-то собственностью евреев, пострадавших во время Второй мировой войны. Музей в итоге понес очевидные имиджевые и финансовые потери, так как никакой компенсации в случае реституции культурные институции как правило не получают.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Всего в команде «детективов» «Метрополитена» будут трудиться 11 человек. Симмонс присоединится к отделу в мае. Музей «Метрополитен», основанный в 1870 году, является наиболее посещаемым в США. В его коллекции в данный момент находится порядка 1,5 млн предметов.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>Татьяна Филиппова</b> </p> <p> <b>Фото: скриншот </b><b>YouTube Sotheby’s</b> </p>

Музеи нанимают «детективов» по провенансу

Музеи нанимают «детективов» по провенансу

Музеи нанимают «детективов» по провенансу

Музеи нанимают «детективов» по провенансу

Интересное по теме

Музыка

Дом Фредди Меркьюри выставлен на продажу
4 марта 2024, 15:39

Коллекционирование/Арт-рынок

Самые «прибыльные» художники 2023 года
20 марта 2024, 10:58

Коллекционирование/Арт-рынок

Глава Bidspirit Александр Киселевский: «Главная проблема антикварного рынка — это проблема ввоза и вывоза предметов»
18 марта 2024, 11:15
https://www.traditionrolex.com/2
https://www.traditionrolex.com/2