В рамках конкурса тридцать команд должны были за два дня разработать концепцию мерча для одного из партнеров-заказчиков — центра «Зотов», Мосгорпарка, Музея Москвы, онлайн-платформы 3D арт-объектов Chiko&Roko и Театра имени Вл. Маяковского. Проекты победителей будут воплощены в жизнь.
Об участии в конкурсе, значении мерча для культурных институций и влиянии конструктивизма на современный графический язык «Культура» поговорила с программным директором центра «Зотов» Валерией Агафоновой и куратором сувенирной продукции центра Викторией Шаминовой.
— Центр «Зотов» расположен в бывшем здании Хлебозавода № 5. Кому принадлежала идея отреставрировать его и превратить в культурный центр? Как и когда она возникла?
Валерия Агафонова: Центр «Зотов» открылся в ноябре 2022 года. В 2018 году здание Хлебозавода № 5 приобрел банк ВТБ, который в течение четырех лет вместе с Сергеем Чобаном занимался скрупулезной реставрацией и восстановлением памятника архитектуры. Когда мы говорим об образе русской культуры, то чаще всего в диалоге с иностранными коллегами речь заходит об иконе или авангарде. Конструктивизм — отдельное направление искусства 1920–1930-х годов, повлиявшее на развитие культуры XX века. Однако дома, места, где люди могли бы узнать об истории этого течения, в России не было. Поэтому было принято решение превратить здание хлебозавода в новую культурную институцию — центр исследования конструктивизма.
— Какое значение здание Хлебозавода имеет для конструктивизма? Что выделяет его из ряда других конструктивистских памятников Москвы и делает подходящим местом для создания центра по изучению этого направления?
В. А.: Одна из важнейших особенностей архитектуры конструктивизма и конструктивистских идей вообще — это функциональность и простота формы. Хлебозавод № 5, несмотря на свой номер, был первым заводом-автоматом конвейерного типа, разработанным инженером Георгием Марсаковым как новое и абсолютно инновационное явление по производству хлеба. Именно он должен был обеспечивать ржаным хлебом все близлежащие районы.
До этого здания таких заводов в стране не было. По их типу по инициативе Василия Зотова (советский государственный деятель; в 1928–1933 годах — заведующий производственным отделом отдела хлебопечения Московского союза потребительских обществ; в 1939–1949-м и 1965–1970 годах — нарком и министр пищевой промышленности. — «Культура») их стало больше — несколько зданий в Москве и Санкт-Петербурге.
Если вы придете к нам в гости, вы можете увидеть, что это круглое в плане здание, в центре которого находился конвейер. Из подвала на верхний этаж поступала мука и остальные ингредиенты. На верхнем этаже поднималась опара, потом это все опускалось вниз, а затем формовался хлеб, после чего его выпекали. На первом этаже уже готовый хлеб распределялся по автомобилям, которые доставляли его по ближайшим районам. В день завод изготовлял 250 тонн хлеба.
— Какое место конструктивизм занимает в культуре России и мировом искусстве XX–XXI веков?
В.А.: Конструктивизм — важнейшее явление как для эпохи авангарда, так и для искусства в целом. Сейчас у нас идет выставка «Логос: голос конструктивизма», которая рассматривает конструктивистский язык. Поэтому я бы очень рекомендовала ее вашим коллегам из сферы дизайна. Этот проект рассказывает о формировании графического языка в 20–30-е годы, начиная с типографики, верстки книг, заканчивая интертитрами и кино. Там присутствует огромный исследовательский пласт, где можно увидеть главных героев этой эпохи — Родченко, Маяковского, Телингатора, Лисицкого, Тагирова.
Конечно, конструктивизм затронул многие сферы человеческой жизни. Он существовал не только в эстетических рамках искусства, но также был очень практичным и размышлял в первую очередь о человеческой жизни. Известный всему миру Баухаус (немецкая Высшая школа строительства и конструирования, существовавшая с 1919 по 1933 год; идейный центр европейского функционализма; принципы, сформулированные ведущими представителями школы, определили развитие архитектуры в XX веке. — «Культура») занимался практически тем же — получается, это мировая практика, необходимая тому времени.
— Расскажите об основных направлениях деятельности центра.
В.А.: Центр ставит своей главной целью знакомство посетителей с наследием конструктивизма и его влиянием на современную культуру и искусство.
У нас проходят выставки, которые знакомят как с историей конструктивизма, так и с современным искусством. Есть два кинозала с тематической кинопрограммой. Кроме того, у нас достаточно обширная событийная программа, в рамках которой проходят лекции, мастер-классы, паблик-токи, посвященные этому времени, а также смежным вопросам, беспокоящим современных исследователей.
В разработке находится грантовая программа, которая будет поддерживать исследования конструктивизма. В конце мая мы провели круглый стол. Руководитель научной программы центра Ольга Муромцева, вместе с Ассоциацией искусствоведов (АИС), собрала экспертов со всей страны. В нем участвовали представители центральных и региональных музеев, которые поделились своими исследованиями, своими планами. По итогам этого круглого стола мы делаем план научной грантовой программы.
Конечно, наша выставочная и событийная работа напрямую связана с исследованием этого времени. Мы демонстрируем предметы из коллекций совершенно разных музеев и частных собраний, которые максимально репрезентативно показывают эту эпоху и представляют ту проблематику, которая нас интересует в этом контексте.
— Почему вы решили принять участие в креатоне «Дизайн-цех»?
В.А.: Сейчас центр «Зотов» активно работает с образовательными институциями, привлекает вузы. В данный момент, например, у нас на первом этаже идет выставка дипломного проекта выпускниц программы «Современное искусство» Moscow School of Contemporary Art (MSCA) — «Балки, колонны и самоидентификация». На четвертом этаже студенты МАРХИ сделали макеты трибун, которые они разрабатывали по брифу от центра «Зотов». Нам интересно, что думают современные молодые люди, как они размышляют.
Кроме того, нам было интересно посмотреть, как с темой конструктивизма поработают современные дизайнеры и художники, какое влияние он окажет на них, а также какие новые ракурсы они смогут открыть.
Виктория Шаминова: В том числе нам было интересно посмотреть, как молодые специалисты, которые гораздо меньше вовлечены в тематику конструктивизма, смогут раскрыть ее со своей стороны.
— Какую роль мерч играет в позиционировании у культурных центров, галерей и музеев?
В.Ш.: Во-первых, это финансовая поддержка для культурной институции. Во-вторых, сувенир является частью айдентики центра, он способствует повышению узнаваемости бренда. Кроме того, сувенир является средством коммуникации с посетителями. Конструктивизм оказал значительное влияние на дизайн, поэтому сегодня мы стремимся осмыслить те идеи и решения, которые были найдены в 20-е годы XX века, и облечь их в современную форму, понятную широкой публике. Мы также хотели бы через мерч передать людям частичку центра, нашей философии и философии конструктивистов.
— Чем вас заинтересовал проект команды «Далее»?
В.Ш.: Они удачно доработали уже существующие образы. Команда «Далее» хорошо уловила направление нашего центра и взяла за основу своего проекта тематику движения и ритма, что было важно для конструктивизма. Они усложнили наш продукт и вывели его на более высокий уровень, добавив ему концептуального наполнения.
В.А.: Я была в полном восторге. Подход всех команд был очень вдумчивым, но результат работы «Далее» впечатлил своей креативностью, обращением к оптическим эффектам, это не было похоже на то, что делали другие участники, и на стандартный музейный мерч.
— Какие впечатления вы получили от участия в креатоне? Как вы оцениваете сотрудничество с АКИ?
В.А.: Это было классно! Все было здорово организовано. Там были как молодые, заряженные, талантливые ребята, так и опытные дизайнеры, которые действительно творчески подошли к делу и представили свои работы. Помимо этого, когда я была в жюри, мне было очень любопытно смотреть на запросы других культурных институций — с нами был Театр имени Маяковского, Музей Москвы, конгломерат московских парков.
В общем, мы получили самые приятные и теплые впечатления. Если нас можно будет еще туда привлекать — в качестве кейсов или в качестве жюри, — мы с радостью откликнемся и поучаствуем.
В.Ш.: Будучи ментором, я вместе с моими коллегами курировала процесс создания работ, нам было интересно увидеть, как по-разному люди подходили к решению поставленных задач. Для нас это тоже был своего рода вызов, так как нужно было максимально ясно и емко доносить свои пожелания, чтобы получить хороший результат. По итогу, те работы, которые были представлены, могут найти продолжение и реализоваться в нашей коллекции сувениров, так что получилось очень плодотворное сотрудничество.
И ТАК «ДАЛЕЕ»...
Победу в треке центра «Зотов» одержала команда диджитал-агентства «Далее». «Культура» расспросила главу PR-отдела агентства Анастасию Шпак об участии в конкурсе, работе с центром «Зотов» и роли визуального языка в продвижении коммерческих проектов.
— «Далее» — это диджитал-агентство. Вы предоставляете разные услуги. Какую роль для вашей стратегии играет разработка дизайна?
— Почти в каждом проекте, который мы реализуем, есть этап дизайна. Сейчас у нас в штате 25 дизайнеров. Есть деление по экспертизам: например, отдельные специалисты под UX-анализ, UX-исследования, UI, моушн-дизайн и так далее. Отделом руководит дизайн-директор. Также у нас есть арт-директоры, которые ведут проекты и наставляют младших специалистов.
За 18 лет у нас было много проектов. Думаю, имеет смысл приводить наиболее удачные из недавних. Один из таких — это всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности.
— Как дизайн помогает бизнесу?
— В нашей сфере визуальность все еще во многом определяет выбор подрядчика. Трудно переоценить значение дизайна: он присутствует и на этапе пресейла — например, когда мы делаем дизайн-концепцию или проводим исследование, и влияет даже на последующее продвижение проектов агентства — скажем, когда мы подаем те или иные проекты на отраслевые премии и фестивали или делаем новый кейс на сайт. По сути, IT пронизан дизайном.
Дизайн важен, потому что он создает визуальный язык в разных средах: цифровой, физической. И от того, насколько успешен этот язык, во многом зависит и судьба всего проекта.
— Почему вы решили принять участие в креатоне «Дизайн-цех»?
— Мы просто любим челленджи и не хотим «консервировать» экспертизу внутри. Кроме того, нас заинтересовала концепция — разработка мерча для культурных институций Москвы. Подобные проекты всегда интересны, потому что, с одной стороны, они выдергивают из привычных проектов про бизнес и дают больше пространства для креатива, с другой — они «спрессованы» во времени и заставляют быстро принимать решения и думать, как их реализовать.
АКИ — молодцы: они делают важную работу, и делают ее хорошо. Конечно, всегда будет куда стремиться и в масштабе, и в уровне сложности конкурсных проектов.
— С чего начинается работа над дизайном?
— С хорошей идеи. Какими бы крутыми навыками ни обладал дизайнер, без большой идеи не сделать проект, который запомнится, к которому потянутся люди и захотят быть его частью (в случае с мерчем — носить его). Это главный критерий. Другой момент — реализуемость. Спроектировать и нарисовать можно все что угодно. А вот возможно ли отдать это в продакшен, сколько это будет стоить и что получится на выходе — эти вопросы стоит задавать себе на каждом этапе создания дизайна.
— Вы разрабатывали мерч для центра «Зотов». Как вы подошли к формированию идеи?
— Краеугольный камень дизайн-концепции для «Зотова» — это паттерн последовательного, отчасти конвейерного движения. Это то, к чему стремились сами конструктивисты. Подвижность мысли, процессов, механизмов. Чтобы показать мобильность, мы использовали технику сканимации.
Она вписывается в концепцию, привлекает внимание и запоминается. Также одним из критериев выбора было то, что, на наш взгляд, подобный мерч будет побуждать гостей создавать свой контент и делиться им в социальных сетях. Таким образом, будет повышаться узнаваемость центра «Зотов».
— Что такое сканимация?
— Сканимация создает иллюзию движения за счет определенного расположения элементов и наложения на них полосатой пленки. Основная специфика в работе с ней в том, чтобы при проработке образов не скатиться до слишком упрощенного восприятия или линий. Примеры, которые мы видели при поиске референсов, были не самыми интересными с точки зрения эстетики. А в промышленных масштабах сканимацию чаще всего используют в детских книжках.
— Почему вы выбрали именно эту технику для этого проекта?
— Мы разглядели в ней потенциал. Визуальный язык институции основан на прямых линиях со смещением. Сканимация тоже требует прямых линий — на пленке и на самих изображениях, которые будут приводиться в движение. Кроме того, мы сразу поняли, что центр «Зотов» — это не про статику, а про ритм и движение, будь то циркуляция, вращение, скольжение. В общем, любые виды мобильности.
Мы не видели, чтобы кто-то из крупных институций у нас или за рубежом использовал сканимацию. Хотя эта техника далеко не нова, ее еще называют предшественницей кинематографа. И при грамотном подходе она дает эффектный результат.
Пока что трудно описать, как все будет выглядеть на готовой продукции. Но мы представили несколько идей: открытки с фигурой рабочего, ритмично движущегося под пленкой для сканимации, шоппер с принтом: конвейер, по которому «движется» хлеб. Нам пришлась по душе «хлебная» эстетика центра «Зотов», поэтому визуальные образы сосредоточены вокруг нее.
— Какие у вас впечатления от участия в креатоне?
— Любые инициативы, где можно проявить себя, важны для индустрии. Даже несмотря на некоторую зашумленность дизайн-среды и обилие мероприятий, а также каналов коммуникаций. Прекрасно, что данные проекты осуществляются при участии городских властей.
Ксения Позднякова