Балету «Нуреев» могли бы предшествовать лекции

Кино-театр

Балету «Нуреев» могли бы предшествовать лекции
14 Августа 2017, 14:36

Я думаю, что в истории с балетом «Нуреев» сошелся целый пучок проблем. Если бы это был просто «сырой» балет без дополнительных «отягчающих обстоятельств» (в частности, всё, что связано с гомосексуализмом Рудольфа Нуреева), то его бы выпустили. А вот если бы спектакль оказался не просто скандальным, но еще и плохо отрепетированным — могло произойти гораздо больше шума. Наверное, как-то так рассуждал Владимир Урин. Он очень опытный театральный директор и умеет держать удар, и в данном случае, мне кажется, осознанно пошел на скандал, чтобы избежать еще большего скандала.

Запланировать постановку «Нуреева» на Исторической сцене Большого было смелым жестом руководства. Но вот в последний момент испугались… У меня есть ощущение, что над Исторической сценой висит какое-то проклятие: уже сколько лет там почти ничего не получается! Но если делать из нее эдакий Мавзолей, куда люди приходят в красивых нарядах делать селфи, она просто умрет. А вот Новая сцена, которая считается «экспериментальной», по поводу которой многие говорят: «вот там что хотите, то и делайте», и куда «отправляли» постановку «Нуреева» — вполне себе живая площадка, где происходит много интересного. 

Почему фото обнаженного Нуреева шокирует, ведь античные статуи публика воспринимает спокойно? Почему на телевидении, в том числе на федеральных каналах, дозволено практически все, а в театре должен царить пуританский дух? Вероятно, дело и в том, что Нуреев жил недавно, он почти наш современник, с ним сложно выстроить дистанцию. В целом, это очень интересная тема для культурологов и социологов. 

Возможно, такому непривычному спектаклю должна предшествовать подготовка зрителя, например, какие-то установочные лекции. На Новой сцене позволяют себе экспериментировать с репертуаром, перед премьерой оперы «Воццек» Альбана Берга там была очень хорошая встреча с публикой. Кстати, то же самое было и перед постановкой «Роделинды» Генделя в прошлом году. 

Понятно, что мы все помним историю «Тангейзера», историю «Матильды», дело вокруг имени Кирилла Серебренникова, и это накладывает отпечаток. К тому же, слишком близко находится Большой театр к Кремлю, там всё на виду, да и «оскорбленные» граждане не дремлют. Но поскольку было заявлено, что это не отмена, а перенос, причем не на два года, а меньше, чем на год, мне кажется, «Нуреев» действительно может состояться. Тогда весь этот шум может сработать как пиар — тяжелый, но пиар. 

Другое дело, что если премьера и состоится, разговор всё равно будет не о балете как таковом, а о том, есть ли там фотография голого Нуреева и обнаженные танцоры. Хореография мало кого будет интересовать, да и сейчас я не думаю, что кто-то по-настоящему разобрался в ней по отрывкам, которые были выложены в Интернете. 

Естественно, в связи с переносом «Нуреева» вспоминается наш репрессивный бэкграунд — в первую очередь, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (в 1936 году после визита Сталина на спектакль Большого театра в «Правде» вышла печально-знаменитая статья «Сумбур вместо музыки», опера долго была под запретом; в 1962 году поставлена в Москве в автоцензурированном виде под названием «Катерина Измайлова», — прим. ред.) и его же балет «Светлый ручей» (шел в 1935-36 гг. в Ленинградском театре оперы и балета и Большом театре в Москве, пока статья «Балетная фальшь» в газете «Правда» не положила ему конец; возобновлён Алексеем Ратманским 18 апреля 2003 года на сцене Большого театра — прим. ред.). С другой стороны, такие вещи случаются в театральной жизни и с гораздо меньшим резонансом. Скажем, балет Таривердиева «Девушка и смерть» в Большом театре в 1987 году отменили за несколько дней до премьеры, но сейчас мало кто об этом помнит. Конечно, если бы не имена Серебренникова и Нуреева, эта отмена, даже если бы она случилась, осталась бы внутрицеховой историей, на которую мало бы кто обратил внимание. 

Автор статьи: Екатерина Бирюкова, музыкальный критик, редактор раздела «Академическая музыка» портала Colta.ru

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Балету «Нуреев» могли бы предшествовать лекции

<h2 style="background: white;"> Я думаю, что в истории с балетом «Нуреев» сошелся целый пучок проблем. Если бы это был просто «сырой» балет без дополнительных «отягчающих обстоятельств» (в частности, всё, что связано с гомосексуализмом Рудольфа Нуреева), то его бы выпустили. А вот если бы спектакль оказался не просто скандальным, но еще и плохо отрепетированным — могло произойти гораздо больше шума. Наверное, как-то так рассуждал Владимир Урин. Он очень опытный театральный директор и умеет держать удар, и в данном случае, мне кажется, осознанно пошел на скандал, чтобы избежать еще большего скандала. </h2> <p style="background: white;"> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Запланировать постановку «Нуреева» на Исторической сцене Большого было смелым жестом руководства. Но вот в последний момент испугались… У меня есть ощущение, что над Исторической сценой висит какое-то проклятие: уже сколько лет там почти ничего не получается! Но если делать из нее эдакий Мавзолей, куда люди приходят в красивых нарядах делать селфи, она просто умрет. А вот Новая сцена, которая считается «экспериментальной», по поводу которой многие говорят: «вот там что хотите, то и делайте», и куда «отправляли» постановку «Нуреева» — вполне себе живая площадка, где происходит много интересного. </span> </p> <blockquote> <span style="font-size: 14pt;">Почему фото обнаженного Нуреева шокирует, ведь античные статуи публика воспринимает спокойно? Почему на телевидении, в том числе на федеральных каналах, дозволено практически все, а в театре должен царить пуританский дух? Вероятно, дело и в том, что Нуреев жил недавно, он почти наш современник, с ним сложно выстроить дистанцию. В целом, это очень интересная тема для культурологов и социологов.</span><span style="font-size: 14pt;"> </span> </blockquote> <p> <span style="font-size: 14pt;">Возможно, такому непривычному спектаклю должна предшествовать подготовка зрителя, например, какие-то установочные лекции. На Новой сцене позволяют себе экспериментировать с репертуаром, перед премьерой оперы «Воццек» Альбана Берга там была очень хорошая встреча с публикой. Кстати, то же самое было и перед постановкой «Роделинды» Генделя в прошлом году. </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Понятно, что мы все помним историю «Тангейзера», историю «Матильды», дело вокруг имени Кирилла Серебренникова, и это накладывает отпечаток. К тому же, слишком близко находится Большой театр к Кремлю, там всё на виду, да и «оскорбленные» граждане не дремлют. Но поскольку было заявлено, что это не отмена, а перенос, причем не на два года, а меньше, чем на год, мне кажется, «Нуреев» действительно может состояться. Тогда весь этот шум может сработать как пиар — тяжелый, но пиар. </span> </p> <blockquote> <div> <span style="font-size: 14pt;">Другое дело, что если премьера и состоится, разговор всё равно будет не о балете как таковом, а о том, есть ли там фотография голого Нуреева и обнаженные танцоры. Хореография мало кого будет интересовать, да и сейчас я не думаю, что кто-то по-настоящему разобрался в ней по отрывкам, которые были выложены в Интернете. </span> </div> </blockquote> <p> <span style="font-size: 14pt;">Естественно, в связи с переносом «Нуреева» вспоминается наш репрессивный бэкграунд — в первую очередь, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (в 1936 году после визита Сталина на спектакль Большого театра в «Правде» вышла печально-знаменитая статья «Сумбур вместо музыки», опера долго была под запретом; в 1962 году поставлена в Москве в автоцензурированном виде под названием «Катерина Измайлова», — прим. ред.) и его же балет «Светлый ручей» (шел в 1935-36 гг. в Ленинградском театре оперы и балета и Большом театре в Москве, пока статья «Балетная фальшь» в газете «Правда» не положила ему конец; возобновлён Алексеем Ратманским 18 апреля 2003 года на сцене Большого театра — прим. ред.). С другой стороны, такие вещи случаются в театральной жизни и с гораздо меньшим резонансом. Скажем, балет Таривердиева «Девушка и смерть» в Большом театре в 1987 году отменили за несколько дней до премьеры, но сейчас мало кто об этом помнит. Конечно, если бы не имена Серебренникова и Нуреева, эта отмена, даже если бы она случилась, осталась бы внутрицеховой историей, на которую мало бы кто обратил внимание.</span><span style="font-size: 14pt;"> </span> </p> <span style="font-size: 14pt;">Автор статьи: Екатерина Бирюкова, музыкальный критик, редактор раздела «Академическая музыка» портала Colta.ru</span> <div> <br> </div> <p style="background: white;"> </p>

Балету «Нуреев» могли бы предшествовать лекции

Балету «Нуреев» могли бы предшествовать лекции

Балету «Нуреев» могли бы предшествовать лекции

Балету «Нуреев» могли бы предшествовать лекции

Интересное по теме

История

Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский: «Нынешние палачи культуры всё чаще люди с образованием»
5 февраля 2021, 07:47

Коллекционирование/Арт-рынок

Филателия: как не потратить деньги зря
5 сентября 2023, 12:21

Музеи и выставки

Может закрыться до 30% частных музеев
16 ноября 2020, 11:58
https://www.traditionrolex.com/2 https://www.traditionrolex.com/2