Юлия Климко: «На Дальнем Востоке больше узнают о столичных авторах, а в центральных регионах — о дальневосточных»

Коллекционирование/Арт-рынок

Юлия Климко: «На Дальнем Востоке больше узнают о столичных авторах, а в центральных регионах — о дальневосточных»
4 Октября 2023, 10:08
В 2024 году на Дальнем Востоке появится первая ярмарка современного искусства. Подробности — в материале «Культуромании»

Для создания ярмарки свои силы объединили дальневосточное и московское арт-сообщества, а именно владивостокский Фонд культурных инициатив «ЭНСО» и базирующаяся в Москве Ассоциация галерей. Планируется, что событие войдет в программу Восточного экономического форума в сентябре 2024 года. На кого будет ориентирована новая ярмарка и почему художникам на Дальнем Востоке порой проще открыть выставку в Китае, чем в Москве, «Культуромании» рассказала Юлия Климко, директор Фонда культурных инициатив «ЭНСО». 

— Как возник замысел ярмарки? 

— Эта идея зрела давно: у нашей страны огромная территория, и Дальний Восток достаточно удален от эпицентра культурных процессов. Тем не менее, во Владивостоке есть успешные институции, в том числе галерея «Арка», которая около 20 лет ведет активную деятельность, связанную с арт-ярмарками, в том числе зарубежными. Так что, внутри нашего сообщества мы, пожалуй, лет 10 обсуждаем, что на Дальнем Востоке не хватает подобных событий, которые могли бы стимулировать развитие художественной среды. В мае 2023 года во Владивостоке проходила Российская креативная неделя, где я модерировала сессию, посвященную арт-рынку. В ходе дискуссии мы коснулись и темы арт-ярмарок. На вопрос «Нужно ли на востоке страны организовывать ярмарку, учитывая, что в непосредственной близости находится Китай, занимающий третье, а по каким-то позициям второе, место в мире по обороту художественных произведений?» Софья Троценко (основатель ЦСИ «Винзавод», председатель правления Ассоциации галерей. — «Культуромания»), которая была спикером сессии, ответила, что это хорошая мысль и ее надо обсуждать. После Российской креативной недели мы несколько раз возвращались к теме актуальности и необходимости дальневосточной арт-ярмарки. Так, в сотрудничестве с Ассоциацией галерей решили воплотить смелый замысел в жизнь. На мой взгляд, это прекрасный пример объединения российского арт-сообщества, когда идея выходит за рамки локальной инициативы. 

— Как она будет финансироваться? 

— Думаю, это будет совмещение различных путей финансирования. Сможем рассказать подробнее, когда будут подтверждены все предварительные договоренности. Пока мы еще в процессе. 

— Площадка уже подобрана? 

— Тоже еще обсуждаем. Владивосток — уникальный город, здесь много разных инициатив, мероприятий, и могут возникнуть определенные сложности с площадками. Но у нас есть несколько вариантов. Планируется, что ярмарка будет проходить в рамках Восточного экономического форума, который проводится на островной части Владивостока, на острове Русском. Но мы все же рассматриваем материковую часть: думаем, что это будет центр города. 

— Какой видите свою аудиторию? 

— У любой успешной арт-ярмарки — неважно, российской или зарубежной — аудитория состоит из нескольких разных групп. В первую очередь, конечно, это коллекционеры, но также важны ценители и любители искусства, жители и гости города. Мы все это учитываем. Не случайно выбор времени проведения ярмарки выпал на начало сентября, когда проводится Восточный экономический форум, хотя, если честно, это не самый легкий период для Владивостока. И все же здесь есть преимущества: во время ВЭФ приезжают руководители компаний, у которых есть корпоративные коллекции. Некоторые успешные предприниматели, посещающие форум, сами являются коллекционерами. Поэтому мы рассчитываем, что среди наших гостей будут коллекционеры, уже имеющие определенный опыт. Мы также делаем большую ставку на азиатский регион: как известно, недавно возобновились безвизовые туристические поездки между Россией и Китаем. И, конечно, надеемся, что аудитория Дальнего Востока тоже будет достаточно активна. Пока несколько преждевременно говорить о крупных коллекционерах в регионе, но у нас достаточно любителей искусства, которые покупают произведения — пусть и не с целью создать полноценную коллекцию. Это то, что относится к коммерческой составляющей ярмарки. Мы также надеемся, что наше мероприятие ближе познакомит зрителей с современным искусством, поможет получить визуальный опыт, который ложится в основу формирования художественного вкуса. Поэтому у ярмарки на Дальнем Востоке есть не только коммерческая цель: искусство непосредственно влияет на мировоззрение людей. 

— На каких условиях галереи и художники смогут участвовать в ярмарке? 

— Подход будет дифференцированным. Пока мы разрабатываем различные схемы — вероятно, для определенной категории галерей и художников будут специальные условия. Удаленность Владивостока, перелеты, проживание, транспортировка — нужно учесть множество моментов. С другой стороны, прекрасный повод укрепить отношения сообщества, работающего в контексте современного искусства: мы больше узнаем о столичных авторах, а центральные регионы — о дальневосточных. Поэтому условия участия для организаторов — один из самых важных вопросов. 

— Акцент все-таки будет сделан именно на авторах Дальнего Востока? 

— Это тоже еще обсуждаем. На мой взгляд, нет смысла делить художников по региональному признаку. Например, московская галерея 11.12 плотно работает с региональными художниками из Омска, Красноярска и т.д. Тем не менее, это дальневосточная ярмарка, и, вероятно, у нас будет определенный блок, посвященный местным художникам. Прежде всего, чтобы обратить внимание на авторов, с которыми по объективным причинам участники и многие гости ярмарки не знакомы. 

— Предполагается ли участие зарубежных галерей — прежде всего, азиатских? И насколько мы вообще интересны участникам азиатского арт-рынка — более богатого и развитого, чем российский? 

— Процесс знакомства никогда не бывает быстрым — и не важно, идет речь об Америке, Европе или Азии. Всегда требуется время, чтобы присмотреться друг к другу. Что касается Азии, то жители восточной части России уже частично прошли этот этап. По крайней мере, на бытовом уровне существует взаимопонимание, и в этом смысле нам немножко проще. Но есть и свои особенности. Если мы говорим об азиатском рынке, нужно сразу решить: что мы под ним подразумеваем. Потому что Азия огромная — есть государства с многомиллионным населением. При этом там до сих пор существует уважение к нашей традиционной живописной школе — например, в Китае. Несмотря на бурное развитие современного искусства и рекордные продажи там по-прежнему ценят академический подход. И можно с уверенностью говорить о том, что к российским художникам местная аудитория относится благосклонно. Ведь у наших авторов за плечами, как правило, хорошая классическая школа. Вообще Китай, который является центровым с точки зрения азиатского арт-рынка, довольно многослоен: существуют продажи, связанные с американскими и европейскими галереями, но в то же время имеется прослойка коллекционеров, которые смотрят в сторону России. И здесь многое зависит от нас — какие усилия мы будем прикладывать, чтобы укреплять связи в сфере искусства. 

— Расскажите о художественной ситуации на Дальнем Востоке — в том числе с экономической точки зрения. 

— Вопрос ценообразования довольно острый. Пока ситуация с ценами не всегда складывается в пользу региональных художников, если сравнивать их со столичными. Не секрет, что региональные художники у себя дома продаются дешевле, чем авторы из столиц. И это вопрос для будущего обсуждения и большой работы: благо Ассоциация галерей взяла на себя это бремя — сделать российский арт-рынок более прозрачным и понятным. 

Тем не менее, у нас есть яркие авторы. Например, Маша Ламзина, работающая с текстилем: некоторые коллекционеры наблюдают за ней из Москвы и Петербурга. Есть художественная группа Hero4Hero, популяризующая локальный контекст: в 2018 году у них была персональная выставка в Московском музее современного искусства. Или потрясающий фотограф Глеб Телешов, которого галерея «Арка» показывала и на европейских арт-ярмарках, и в Азии, как и талантливого фотографа Михаила Павина. Очень интересная манера письма у художника Ильи Бутусова, Евгения Макеева-старшего и Евгения Макеева-младшего — тут уже творческая династия. Молодые художники Саша Эпштейн (на ярмарке Cosmoscow были проданы все ее работы) и Дмитрий Лучинин. Некоторых авторов хорошо знают в Китае — у них есть личные контакты с местными галеристами. Другие ребята прилагают усилия, чтобы о них услышали в Москве, и тем самым выполняют связующую функцию между регионами. Поэтому мы верим, что потенциал дальневосточной арт-сцены будет оценен по достоинству, просто в силу объективных причин о нас пока не слышали многие российские коллекционеры. Как ни странно, некоторых местных художников лучше знают в Китае, чем в Москве, Санкт-Петербурге, Казани или Нижнем Новгороде. К слову, достаточно пальцев одной руки, чтобы перечислить персональные выставки дальневосточных художников, прошедшие за последние годы в Москве. Потому что иногда проще организовать выставку в Китае, чем привезти ее в Москву или Петербург. Но сейчас мы видим общероссийский интерес к азиатскому рынку, желание развернуть страну на Восток, и здесь наши цели совпадают. Мы сможем вместе знакомиться с азиатским рынком и в то же время знакомиться друг с другом. 

Ксения Воротынцева

Фото: Вероника Стахеева, публикуется с разрешения правообладателей

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Юлия Климко: «На Дальнем Востоке больше узнают о столичных авторах, а в центральных регионах — о дальневосточных»

<p> Для создания ярмарки свои силы объединили дальневосточное и московское арт-сообщества, а именно владивостокский Фонд культурных инициатив «ЭНСО» и базирующаяся в Москве Ассоциация галерей. Планируется, что событие войдет в программу Восточного экономического форума в сентябре 2024 года. На кого будет ориентирована новая ярмарка и почему художникам на Дальнем Востоке порой проще открыть выставку в Китае, чем в Москве, «Культуромании» рассказала <b>Юлия Климко, директор Фонда культурных инициатив «ЭНСО».</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Как возник замысел ярмарки?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Эта идея зрела давно: у нашей страны огромная территория, и Дальний Восток достаточно удален от эпицентра культурных процессов. Тем не менее, во Владивостоке есть успешные институции, в том числе галерея «Арка», которая около 20 лет ведет активную деятельность, связанную с арт-ярмарками, в том числе зарубежными. Так что, внутри нашего сообщества мы, пожалуй, лет 10 обсуждаем, что на Дальнем Востоке не хватает подобных событий, которые могли бы стимулировать развитие художественной среды. В мае 2023 года во Владивостоке проходила Российская креативная неделя, где я модерировала сессию, посвященную арт-рынку. В ходе дискуссии мы коснулись и темы арт-ярмарок. На вопрос «Нужно ли на востоке страны организовывать ярмарку, учитывая, что в непосредственной близости находится Китай, занимающий третье, а по каким-то позициям второе, место в мире по обороту художественных произведений?» Софья Троценко (основатель ЦСИ «Винзавод», председатель правления Ассоциации галерей. — <i>«Культуромания»</i>), которая была спикером сессии, ответила, что это хорошая мысль и ее надо обсуждать. После Российской креативной недели мы несколько раз возвращались к теме актуальности и необходимости дальневосточной арт-ярмарки. Так, в сотрудничестве с Ассоциацией галерей решили воплотить смелый замысел в жизнь. На мой взгляд, это прекрасный пример объединения российского арт-сообщества, когда идея выходит за рамки локальной инициативы.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Как она будет финансироваться?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Думаю, это будет совмещение различных путей финансирования. Сможем рассказать подробнее, когда будут подтверждены все предварительные договоренности. Пока мы еще в процессе.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Площадка уже подобрана?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Тоже еще обсуждаем. Владивосток — уникальный город, здесь много разных инициатив, мероприятий, и могут возникнуть определенные сложности с площадками. Но у нас есть несколько вариантов. Планируется, что ярмарка будет проходить в рамках Восточного экономического форума, который проводится на островной части Владивостока, на острове Русском. Но мы все же рассматриваем материковую часть: думаем, что это будет центр города.<b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> <b>— Какой видите свою аудиторию?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — У любой успешной арт-ярмарки — неважно, российской или зарубежной — аудитория состоит из нескольких разных групп. В первую очередь, конечно, это коллекционеры, но также важны ценители и любители искусства, жители и гости города. Мы все это учитываем. Не случайно выбор времени проведения ярмарки выпал на начало сентября, когда проводится Восточный экономический форум, хотя, если честно, это не самый легкий период для Владивостока. И все же здесь есть преимущества: во время ВЭФ приезжают руководители компаний, у которых есть корпоративные коллекции. Некоторые успешные предприниматели, посещающие форум, сами являются коллекционерами. Поэтому мы рассчитываем, что среди наших гостей будут коллекционеры, уже имеющие определенный опыт. Мы также делаем большую ставку на азиатский регион: как известно, недавно возобновились безвизовые туристические поездки между Россией и Китаем. И, конечно, надеемся, что аудитория Дальнего Востока тоже будет достаточно активна. Пока несколько преждевременно говорить о крупных коллекционерах в регионе, но у нас достаточно любителей искусства, которые покупают произведения — пусть и не с целью создать полноценную коллекцию. Это то, что относится к коммерческой составляющей ярмарки. Мы также надеемся, что наше мероприятие ближе познакомит зрителей с современным искусством, поможет получить визуальный опыт, который ложится в основу формирования художественного вкуса. Поэтому у ярмарки на Дальнем Востоке есть не только коммерческая цель: искусство непосредственно влияет на мировоззрение людей.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— На каких условиях галереи и художники смогут участвовать в ярмарке?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Подход будет дифференцированным. Пока мы разрабатываем различные схемы — вероятно, для определенной категории галерей и художников будут специальные условия. Удаленность Владивостока, перелеты, проживание, транспортировка — нужно учесть множество моментов. С другой стороны, прекрасный повод укрепить отношения сообщества, работающего в контексте современного искусства: мы больше узнаем о столичных авторах, а центральные регионы — о дальневосточных. Поэтому условия участия для организаторов — один из самых важных вопросов.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Акцент все-таки будет сделан именно на авторах Дальнего Востока?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Это тоже еще обсуждаем. На мой взгляд, нет смысла делить художников по региональному признаку. Например, московская галерея 11.12 плотно работает с региональными художниками из Омска, Красноярска и т.д. Тем не менее, это дальневосточная ярмарка, и, вероятно, у нас будет определенный блок, посвященный местным художникам. Прежде всего, чтобы обратить внимание на авторов, с которыми по объективным причинам участники и многие гости ярмарки не знакомы.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Предполагается ли участие зарубежных галерей — прежде всего, азиатских? И насколько мы вообще интересны участникам азиатского арт-рынка — более богатого и развитого, чем российский?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Процесс знакомства никогда не бывает быстрым — и не важно, идет речь об Америке, Европе или Азии. Всегда требуется время, чтобы присмотреться друг к другу. Что касается Азии, то жители восточной части России уже частично прошли этот этап. По крайней мере, на бытовом уровне существует взаимопонимание, и в этом смысле нам немножко проще. Но есть и свои особенности. Если мы говорим об азиатском рынке, нужно сразу решить: что мы под ним подразумеваем. Потому что Азия огромная — есть государства с многомиллионным населением. При этом там до сих пор существует уважение к нашей традиционной живописной школе — например, в Китае. Несмотря на бурное развитие современного искусства и рекордные продажи там по-прежнему ценят академический подход. И можно с уверенностью говорить о том, что к российским художникам местная аудитория относится благосклонно. Ведь у наших авторов за плечами, как правило, хорошая классическая школа. Вообще Китай, который является центровым с точки зрения азиатского арт-рынка, довольно многослоен: существуют продажи, связанные с американскими и европейскими галереями, но в то же время имеется прослойка коллекционеров, которые смотрят в сторону России. И здесь многое зависит от нас — какие усилия мы будем прикладывать, чтобы укреплять связи в сфере искусства.<b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> <b>— Расскажите о художественной ситуации на Дальнем Востоке — в том числе с экономической точки зрения.</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Вопрос ценообразования довольно острый. Пока ситуация с ценами не всегда складывается в пользу региональных художников, если сравнивать их со столичными. Не секрет, что региональные художники у себя дома продаются дешевле, чем авторы из столиц. И это вопрос для будущего обсуждения и большой работы: благо Ассоциация галерей взяла на себя это бремя — сделать российский арт-рынок более прозрачным и понятным.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Тем не менее, у нас есть яркие авторы. Например, Маша Ламзина, работающая с текстилем: некоторые коллекционеры наблюдают за ней из Москвы и Петербурга. Есть художественная группа Hero4Hero, популяризующая локальный контекст: в 2018 году у них была персональная выставка в Московском музее современного искусства. Или потрясающий фотограф Глеб Телешов, которого галерея «Арка» показывала и на европейских арт-ярмарках, и в Азии, как и талантливого фотографа Михаила Павина. Очень интересная манера письма у художника Ильи Бутусова, Евгения Макеева-старшего и Евгения Макеева-младшего — тут уже творческая династия. Молодые художники Саша Эпштейн (на ярмарке Cosmoscow были проданы все ее работы) и Дмитрий Лучинин. Некоторых авторов хорошо знают в Китае — у них есть личные контакты с местными галеристами. Другие ребята прилагают усилия, чтобы о них услышали в Москве, и тем самым выполняют связующую функцию между регионами. Поэтому мы верим, что потенциал дальневосточной арт-сцены будет оценен по достоинству, просто в силу объективных причин о нас пока не слышали многие российские коллекционеры. Как ни странно, некоторых местных художников лучше знают в Китае, чем в Москве, Санкт-Петербурге, Казани или Нижнем Новгороде. К слову, достаточно пальцев одной руки, чтобы перечислить персональные выставки дальневосточных художников, прошедшие за последние годы в Москве. Потому что иногда проще организовать выставку в Китае, чем привезти ее в Москву или Петербург. Но сейчас мы видим общероссийский интерес к азиатскому рынку, желание развернуть страну на Восток, и здесь наши цели совпадают. Мы сможем вместе знакомиться с азиатским рынком и в то же время знакомиться друг с другом.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>Ксения Воротынцева</b> </p> <p> <b>Фото:</b> <b>Вероника Стахеева, публикуется с разрешения правообладателей</b> </p>

Юлия Климко: «На Дальнем Востоке больше узнают о столичных авторах, а в центральных регионах — о дальневосточных»

Юлия Климко: «На Дальнем Востоке больше узнают о столичных авторах, а в центральных регионах — о дальневосточных»

Юлия Климко: «На Дальнем Востоке больше узнают о столичных авторах, а в центральных регионах — о дальневосточных»

Юлия Климко: «На Дальнем Востоке больше узнают о столичных авторах, а в центральных регионах — о дальневосточных»

https://www.traditionrolex.com/2
https://www.traditionrolex.com/2