«Цветковка» как конкурент «Третьяковки»

Музеи и выставки

«Цветковка» как конкурент «Третьяковки»
29 Июля 2020, 12:28

В Третьяковской галерее открылась выставка, приуроченная к 175-летию московского коллекционера Ивана Цветкова

В Третьяковской галерее открылась выставка, приуроченная к 175-летию московского коллекционера Ивана Цветкова.


История нашей страны удивительна – в ней все время открываются новые страницы. Не все знают, что кроме Третьяковской галереи в Москве существовала еще и Цветковская, в начале двадцатого века не менее известная. Иван Евменьевич Цветков не обладал таким солидным состоянием, как Щукины и Морозовы, и свою коллекцию собрал на зарплату банковского служащего. Начав с простого бухгалтера (но с образованием, полученным на математическом факультете Московского университета), через двадцать лет Цветков был избран председателем оценочной комиссии Земельного банка.

Искусство он собирал по принципу «что нравится». Сначала это были работы его современников, Крамского, Шишкина, Репина, Сурикова. Потом к ним добавились произведения художников предыдущего поколения - Боровиковского, Венецианова, Брюллова, Кипренского. Русских художников Цветков почитал выше иностранных, Венецианова и Тропинина именно он открыл для русской публики. Патриотизм Цветкова доходил до того, что он и в личном обиходе не признавал ничего иностранного, носил дома, по свидетельству Игоря Грабаря, косоворотку и шаровары в сапогах бутылками.

Дом для своей коллекции Иван Евменьевич тоже построил в русском стиле – первый проект двухэтажного особняка на Пречистенской набережной делал один из мастеров московского модерна, архитектор Лев Кекушев, но он, видимо, оказался слишком дорог, поэтому не был осуществлен. Здание в результате строил другой архитектор, кто именно – точно не известно, возможно, это был главный подрядчик строительных работ Борис Шнауберт. В архивах сохранилась его переписка с Цветковым.

Здание напоминало сказочный терем – с изразцами, майоликовыми украшениями и фризами. Фасады были оформлены по рисункам Виктора Васнецова, интерьеры выполнены в том же духе: люстры копировали новгородские паникадила времен Ивана Грозного. И даже оконные занавесы были оторочены и разрисованы русскими узорами. Дом свой Цветков очень любил, ему нравилось, что с балкона можно было видеть переулки Замоскворечья, сохранившего старомосковский облик, и крышу Третьяковской галереи. В 1909 году он передал дом вместе с коллекцией в дар городу Москве – при условии, что останется в нем до конца своих дней. При жизни Цветкова – его не стало в феврале 1917 года – «Цветковка» функционировала как музей, в который мог попасть каждый желающий, но по предварительной записи, по приглашению одного из художников или по записке из Московской городской думы. В парадных залах второго этажа размещались картины современников коллекционера, а в более камерных комнатах первого – произведения второй половины восемнадцатого – начала девятнадцатого века. Графика хранилась в специальных альбомах.

По словам директора Третьяковской галерее Зельфиры Трегуловой, у «Третьяковки» и «Цветковки» много общего: это два крупных частных собрания, для которых примерно в одно время построено два здания по проектам незаурядных архитекторов. Почему же у них такая разная судьба? Почему о заслугах Третьякова известно всем, в то время как имя Цветкова практически забыто?

На этот вопрос «Культуромании» ответил многолетний независимый исследователь Цветковской галереи, консультант выставки Сергей Кузаков.

- Я думаю, это связано с тем, с что коллекция Ивана Евменьевича Цветкова была не так универсальна, как собрание Павла Михайловича Третьякова. Он сам говорил: «У Третьякова – громадное дивное исследование по истории искусства, а у меня только его конспект». Цветков ведь входил в совет попечителей Третьяковской галереи.

Цветкову удалось собрать около двух тысяч произведений, большую часть из них составляла графика, рисунки и наброски. Поэтому в начале двадцатых годов было принято решение создать на основе «Цветковки» Музей русского рисунка. На этот счет было выпущено соответствующее постановление, но оно не было выполнено. В 1926 году галерею Цветкова закрыли, коллекцию расформировали: полторы тысячи листов графики и около ста живописных произведений передали Третьяковской галерее, более трехсот картин распределили по областным и республиканским музеям. В какой-то степени это совпадало с желанием самого Ивана Евменьевича, он хотел, чтобы его собрание принадлежало не только Москве, но и всей России, в том числе Симбирской губернии, откуда он был родом.

Выставка, открывшаяся в Третьяковской галерее, небольшая, всего четырнадцать произведений из бывшего собрания Ивана Цветкова. В музее решили включить в ее состав шедевры из постоянной экспозиции Третьяковки: портреты Елизаветы Темкиной, дочери Екатерины Второй и Григория Потемкина, и французской писательницы мадам де Сталь кисти Боровиковского, «Гитариста» и «Золотошвейку» Тропинина, портрет балерины Екатерины Телешовой работы Кипренского.

Зельфира Трегулова, выступая на открытии, назвала ее верхушкой айсберга: выставка является частью большого проекта, с одной стороны, посвященного 175-летию со дня рождения Ивана Цветкова, с другой – истории самой Третьяковки. Сотрудники музея подготовили к открытию иллюстрированный каталог, подготовленный на основе каталога коллекции, составленного и изданного самим Цветковым в 1915 году. Альбом «Иван Цветков и его галерея» включает информацию о всех произведениях «Цветковки», утраченных и существующих, о том, где они сейчас находятся и в каком состоянии.

Кроме четырнадцати полотен, в экспозицию вошли архивные материалы из отдела рукописей Третьяковской галереи: фрагменты личной переписки Цветкова с художниками, фотографии его семьи, а также цветные эскизы здания его галереи. Какие-то из этих материалов перейдут в экспозицию Музея московских коллекционеров, который станет частью Третьяковской галереи. Музей откроется в усадьбе Рябушинских в 3-м Голутвинском переулке, связанной с именами двух известных купеческих семей – в 1840-х годах Рябушинские сдавали дом в аренду Третьяковым. Новый музей откроется в 2023 – 2024 году и будет посвящен деятельности московских собирателей и судьбам их коллекций.

Татьяна Филиппова

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

«Цветковка» как конкурент «Третьяковки»

<h2>В Третьяковской галерее открылась выставка, приуроченная к 175-летию московского коллекционера Ивана Цветкова.</h2> <br> <span style="font-size: 14pt;">История нашей страны удивительна – в ней все время открываются новые страницы. Не все знают, что кроме Третьяковской галереи в Москве существовала еще и Цветковская, в начале двадцатого века не менее известная. Иван Евменьевич Цветков не обладал таким солидным состоянием, как Щукины и Морозовы, и свою коллекцию собрал на зарплату банковского служащего. Начав с простого бухгалтера (но с образованием, полученным на математическом факультете Московского университета), через двадцать лет Цветков был избран председателем оценочной комиссии Земельного банка. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Искусство он собирал по принципу «что нравится». Сначала это были работы его современников, Крамского, Шишкина, Репина, Сурикова. Потом к ним добавились произведения художников предыдущего поколения - Боровиковского, Венецианова, Брюллова, Кипренского. Русских художников Цветков почитал выше иностранных, Венецианова и Тропинина именно он открыл для русской публики. Патриотизм Цветкова доходил до того, что он и в личном обиходе не признавал ничего иностранного, носил дома, по свидетельству Игоря Грабаря, косоворотку и шаровары в сапогах бутылками. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Дом для своей коллекции Иван Евменьевич тоже построил в русском стиле – первый проект двухэтажного особняка на Пречистенской набережной делал один из мастеров московского модерна, архитектор Лев Кекушев, но он, видимо, оказался слишком дорог, поэтому не был осуществлен. Здание в результате строил другой архитектор, кто именно – точно не известно, возможно, это был главный подрядчик строительных работ Борис Шнауберт. В архивах сохранилась его переписка с Цветковым. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Здание напоминало сказочный терем – с изразцами, майоликовыми украшениями и фризами. Фасады были оформлены по рисункам Виктора Васнецова, интерьеры выполнены в том же духе: люстры копировали новгородские паникадила времен Ивана Грозного. И даже оконные занавесы были оторочены и разрисованы русскими узорами. Дом свой Цветков очень любил, ему нравилось, что с балкона можно было видеть переулки Замоскворечья, сохранившего старомосковский облик, и крышу Третьяковской галереи. В 1909 году он передал дом вместе с коллекцией в дар городу Москве – при условии, что останется в нем до конца своих дней. При жизни Цветкова – его не стало в феврале 1917 года – «Цветковка» функционировала как музей, в который мог попасть каждый желающий, но по предварительной записи, по приглашению одного из художников или по записке из Московской городской думы. В парадных залах второго этажа размещались картины современников коллекционера, а в более камерных комнатах первого – произведения второй половины восемнадцатого – начала девятнадцатого века. Графика хранилась в специальных альбомах. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> По словам <b>директора Третьяковской галерее Зельфиры Трегуловой</b>, у «Третьяковки» и «Цветковки» много общего: это два крупных частных собрания, для которых примерно в одно время построено два здания по проектам незаурядных архитекторов. Почему же у них такая разная судьба? Почему о заслугах Третьякова известно всем, в то время как имя Цветкова практически забыто?</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> На этот вопрос «Культуромании» ответил многолетний <b>независимый исследователь Цветковской галереи, консультант выставки Сергей Кузаков</b>.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Я думаю, это связано с тем, с что коллекция Ивана Евменьевича Цветкова была не так универсальна, как собрание Павла Михайловича Третьякова. Он сам говорил: «У Третьякова – громадное дивное исследование по истории искусства, а у меня только его конспект». Цветков ведь входил в совет попечителей Третьяковской галереи.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Цветкову удалось собрать около двух тысяч произведений, большую часть из них составляла графика, рисунки и наброски. Поэтому в начале двадцатых годов было принято решение создать на основе «Цветковки» Музей русского рисунка. На этот счет было выпущено соответствующее постановление, но оно не было выполнено. В 1926 году галерею Цветкова закрыли, коллекцию расформировали: полторы тысячи листов графики и около ста живописных произведений передали Третьяковской галерее, более трехсот картин распределили по областным и республиканским музеям. В какой-то степени это совпадало с желанием самого Ивана Евменьевича, он хотел, чтобы его собрание принадлежало не только Москве, но и всей России, в том числе Симбирской губернии, откуда он был родом. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Выставка, открывшаяся в Третьяковской галерее, небольшая, всего четырнадцать произведений из бывшего собрания Ивана Цветкова. В музее решили включить в ее состав шедевры из постоянной экспозиции Третьяковки: портреты Елизаветы Темкиной, дочери Екатерины Второй и Григория Потемкина, и французской писательницы мадам де Сталь кисти Боровиковского, «Гитариста» и «Золотошвейку» Тропинина, портрет балерины Екатерины Телешовой работы Кипренского. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Зельфира Трегулова, выступая на открытии, назвала ее верхушкой айсберга: выставка является частью большого проекта, с одной стороны, посвященного 175-летию со дня рождения Ивана Цветкова, с другой – истории самой Третьяковки. Сотрудники музея подготовили к открытию иллюстрированный каталог, подготовленный на основе каталога коллекции, составленного и изданного самим Цветковым в 1915 году. Альбом «Иван Цветков и его галерея» включает информацию о всех произведениях «Цветковки», утраченных и существующих, о том, где они сейчас находятся и в каком состоянии.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Кроме четырнадцати полотен, в экспозицию вошли архивные материалы из отдела рукописей Третьяковской галереи: фрагменты личной переписки Цветкова с художниками, фотографии его семьи, а также цветные эскизы здания его галереи. Какие-то из этих материалов перейдут в экспозицию Музея московских коллекционеров, который станет частью Третьяковской галереи. Музей откроется в усадьбе Рябушинских в 3-м Голутвинском переулке, связанной с именами двух известных купеческих семей – в 1840-х годах Рябушинские сдавали дом в аренду Третьяковым. Новый музей откроется в 2023 – 2024 году и будет посвящен деятельности московских собирателей и судьбам их коллекций.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Татьяна Филиппова</b></span> <p> </p>

«Цветковка» как конкурент «Третьяковки»

«Цветковка» как конкурент «Третьяковки»

«Цветковка» как конкурент «Третьяковки»

«Цветковка» как конкурент «Третьяковки»

https://www.traditionrolex.com/2
https://www.traditionrolex.com/2