«Монета за триста тысяч долларов — это шедевр уровня Гольбейна»

Коллекционирование/Арт-рынок

«Монета за триста тысяч долларов — это шедевр уровня Гольбейна»
19 Июля 2023, 11:48

Нумизматика – от монеты, выпущенной в честь Мартовских ид до колосков на советском гербе

Музей Международного нумизматического клуба — одна из московских достопримечательностей, малоизвестных широкой публике, но тем более интересных. Этот частный музей выстроен на большой высокоценной коллекции. О нем и о нумизматике в целом рассказывает старший эксперт музея Богдан Берковский.

-- Какова история коллекции, что она из себя представляет?

-- В основу фондов музея положена частная коллекция Вагита Алекперова, которая формировалась на протяжении десятилетий. Коллекция делится на несколько направлений. Это золотые монеты Древней Греции и Древнего Рима, золотые монеты Российской Империи и Русского царства, современные выпуски Центрального банка и серебряные монеты Западной Европы, талеры. Заметную часть коллекции составляют монеты Востока, преимущественно древних государств Центральной Азии, монеты Боспорского царства и Византии. Тематически коллекция очень разнообразна.

-- Обычно нумизматы придерживаются одного направления.

-- Это правильно, и Вагит Юсуфович так и поступает. Он формирует направления до определенной полноты, а выбор золотых монет определяется тем, что количество их типов существенно меньше нежели серебряных или, тем более, медных. Во главу угла ставится полнота коллекции и возможность максимально широко и энциклопедически представить то или иное направление.

-- Что бы вы назвали жемчужиной коллекции?

-- Я думаю, что это целое жемчужное ожерелье. Но если говорить о самых знаменитых предметах то, наверное, это и константиновский рубль, и полный комплект платины 1839 года…

-- Константиновский рубль был отчеканен перед выступлением декабристов?

-- Да, но в данном случае мы говорим об экземпляре, который был отчеканен Иверсеном несколько позднее. Это известная монета с провенансом и богатой исторей.

-- Почему – «позднее»?

-- Штемпели константиновского рубля хранились в секретном архиве министерства финансов. В 1878 году они были переданы на хранение в Эрмитаж, а сохранившиеся пять монет получили члены императорской семьи. Один экземпляр поступил в Эрмитаж. Хранителем Эрмитажа в то время был Юлий Богданович Иверсен. Хранил он эти штемпели таким образом, что изготовил монеты, которые попали к крупнейшим коллекционерам того времени. В частности, к известному московскому коллекционеру Зубову.

-- Но это же мошенничество!

-- Это форма изготовления новодела подлинными штемпелями. Монеты Иверсена полностью повторяют те константиновские рубли, которые были отчеканены ранее, но они обладают гладким гуртом (ребро монеты — Ред). Одна монета Иверсена находится неизвестно где, а вторая какое-то время имела звание самой дорогой неамериканской монеты в мире, а сейчас она у нас в музее.

-- А чем уникальна платина тридцатых годов?

-- Тиражом. Долгое время считалось, что известно не более двух подобных комплектов. Один из них находится в нашем музее.

-- Какой смысл был в том, что при Николае I отчеканили платиновые монеты?

-- В двадцатые годы девятнадцатого века накопилось изрядное количество платины, но практического применения этот металл тогда не находил. Не без участия Демидовых, которые поставляли этот металл, было принято решение чеканить монету, которая соответствовала бы привязанной к серебру русской денежной системе. На монетах написано «три», «шесть» или «двенадцать рублей на серебро чистой уральской платины» и монеты активно использовались в денежном обращении. Но это продолжалось недолго и их тиражи были несопоставимы с тиражами серебряной или золотой монеты. Это уникальный для своего времени пример.

-- Есть ли в нумизматике монеты-легенды, вроде Моны Лизы, где ценность монеты определяет миф, который вокруг нее сложился?

-- Таких монет в истории можно насчитать немало. Причем некоторые имеют очевидный эмоциональный колорит. Константиновский рубль — легенда русской нумизматики. Для античной нумизматики легендой является монета, выпущенная в честь Мартовских ид, отмечающая убийство Цезаря. В Древней Греции самая массовая и самая легендарная монета, которая есть практически у каждого серьезного коллекционера, это афинская тетрадрахма с совой. А если хочется редкости, то это декадрахма,  тоже с совой, но развернутой анфас. Каждое направление, каждая страна, каждый раздел нумизматики обладает такими легендарными предметами. Часто это не самая редкая вещь, но самая знаменитая, самая вожделенная с точки зрения истории и связанной с ней легенды.

-- С коллекционной ценностью часов и марок связаны девиации: ошибка в штемпеле, в зубчиках, полированные или неполированные мосты. Есть ли такое в нумизматике?

-- Это очень развито. Стремление найти что-нибудь девиантное или маргинальное, редкое отклонение от правил, от ординарной вещи, конечно, присутствует и в нумизматике. Причем в меньшей степени в коллекционировании древних монет, где очень часто каждая монета в той или иной степени уникальна. Искать отличия в штемпелях на древнегреческих монетах чрезвычайно благодарная задача – каждая монета будет чуть-чуть отличаться. Там мизерные отличия роли не играют.

А для такого массового материала, как советская нумизматика, играет роль и длина колосков, и количество зернышек, и как они по отношению друг к другу расположены. Тема подсчета колосков и изучения формы Мадагаскара на глобусе, который расположен на советском гербе, специфика этого направления. Это распространено и составляет особый коллекционерский интерес и шик. Но есть и те, кто этим пренебрегает.

Еще одна интересная тема — так называемые монетные браки, когда среди массовой продукции Монетного двора находит коса на камень, и получается что-то, значительно отличающееся от норматива. Нестандартным явлением становятся пробные, неутвержденные монеты, не пошедшие в тираж. И, конечно, древние поддельные монеты. Современные фальшивки опасны, они угрожают коллекционерам.  А древние представляют исторический, научный и коллекционерский интерес.

-- Сейчас произведения высокого искусства, вещи с легендой, создания знаменитых мастеров, дорожают и выгодны как инвестиция. Что происходит в нумизматике?

-- Выражаясь языком финансистов и инвесторов, коллекционные монеты достаточно низколиквидный товар.  Купив монету на аукционе за существенные деньги,  тут же продать ее за большую сумму, скорее всего, не получится. А если мы говорим об инвестиционных монетах, выполненных из драгоценных металлов, то у них премия за культурную ценность невелика. Но они очень востребованы, и мы наблюдаем дефицит золотой монеты на внутреннем российском рынке.

-- Люди вкладывают деньги в золото.

-- Да. Это не совсем нумизматика, но через некоторое время даже инвестиционные накопления приобретают коллекционное значение, и постепенно растет их нумизматическая премия.  Все законы арт-рынка и рынка большого искусства справедливы и для нумизматических редкостей. Они дорожают. Массовый инвестиционный материал не слишком дорожает, но предложение на него часто пропадает. А средний, общедоступный материал может колебаться в цене в значительных пределах.

-- Что такое «средний материал»?

-- Основные качества монеты, которые определяют ее коллекционную привлекательность для нумизматического рынка, — это редкость, ее состояние и востребованность. В основе любой оценки нумизматического материала лежит комбинация этих трех качеств. Когда я говорю о среднем материале, то он средний либо по редкости, либо по качеству, либо он просто никому не нужен. Монеты Цейлона не слишком востребованы в России – и наоборот. Но российские монеты в России всегда востребованнее всех остальных.

Античные монеты интересны всем, они относятся к колыбели Западной цивилизации. Китайская нумизматика вещь сама в себе, она интересная, дорогостоящая, но востребованная преимущественно на внутреннем китайском рынке. То же самое с монетами США: они очень дороги и востребованы, потому что коллекционерское сообщество в Соединенных Штатах сильное, многочисленное, и всегда находится состоятельный человек, который может позволить себе какое-то сумасбродство на нумизматическом рынке.

-- Есть ли монета, за которую дали легендарную цену, как за «Спасителя мира» Леонардо да Винчи?

-- Безумные примеры всегда существуют. Самой дорогой монетой античности в данный момент является золотой статер, который отчеканен в Пантикапее, в современной Керчи, на нем голова Сатира развернута в три четверти. Некоторое время назад он продавался на аукционе в Швейцарии, примерно шесть миллионов долларов был его уход, включая комиссию аукциона. Это монета — лидер по цене, так она подтвердила свой чемпионский титул.

Есть легендарные вещи, но уровень цен на монеты делает это направление коллекционирования относительно демократичным. Особенно если сравнивать его с живописью или даже с современным искусством. Условная монета за триста тысяч долларов — это шедевр уровня Гольбейна, может быть даже Тициана. Но при этом цены несопоставимы.

-- Что значит международный статус вашего музея?

-- Его полное название звучит так: «Музей Международного нумизматического клуба». Международное касается в первую очередь клуба, а не расположенного в Москве музея. Клуб включает в себя членов из разных стран.

-- Что из себя представляет клуб?

-- Это закрытое сообщество крупных коллекционеров, которое объединяется под крышей нашего музея.

-- То есть музей  его основная объединяющая институция?

-- Наверное, это основная форма деятельности музея. Задача клуба — популяризация и развитие нумизматики, и мы активно публикуем нумизматическую литературу, поддерживаем конференции в части развития нумизматики как науки. Сейчас был закончен первый курс по нумизматике совместно с Высшей школой экономики. Только что закончилась практика студентов по нумизматике и музейному делу. Роль клуба как организации, которая занимается не только музейной деятельностью, но развитием нумизматики в целом, пожалуй, основная. Это живая система, живой организм, который продолжит свою жизнь и развитие, в том числе, и за счет молодых специалистов, которых мы надеемся подготовить.

-- А деятельность самого клуба в чем заключается?

-- Это лекции, закрытые мероприятия, проблемные дискуссии и дружеские клубные встречи.

Алексей Филиппов

Фото: предоставлено Музеем Международного нумизматического клуба

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

«Монета за триста тысяч долларов — это шедевр уровня Гольбейна»

<p> Музей Международного нумизматического клуба — одна из московских достопримечательностей, малоизвестных широкой публике, но тем более интересных. Этот частный музей выстроен на большой высокоценной коллекции. О нем и о нумизматике в целом рассказывает <b>старший эксперт музея Богдан Берковский.</b> </p> <p> <b>-- Какова история коллекции, что она из себя представляет?</b> </p> <p> -- В основу фондов музея положена частная коллекция Вагита Алекперова, которая формировалась на протяжении десятилетий. Коллекция делится на несколько направлений. Это золотые монеты Древней Греции и Древнего Рима, золотые монеты Российской Империи и Русского царства, современные выпуски Центрального банка и серебряные монеты Западной Европы, талеры. Заметную часть коллекции составляют монеты Востока, преимущественно древних государств Центральной Азии, монеты Боспорского царства и Византии. Тематически коллекция очень разнообразна. </p> <p> <b>-- Обычно нумизматы придерживаются одного направления.</b> </p> <p> -- Это правильно, и Вагит Юсуфович так и поступает. Он формирует направления до определенной полноты, а выбор золотых монет определяется тем, что количество их типов существенно меньше нежели серебряных или, тем более, медных. Во главу угла ставится полнота коллекции и возможность максимально широко и энциклопедически представить то или иное направление. </p> <p> <b>-- Что бы вы назвали жемчужиной коллекции?</b> </p> <p> -- Я думаю, что это целое жемчужное ожерелье. Но если говорить о самых знаменитых предметах то, наверное, это и константиновский рубль, и полный комплект платины 1839 года… </p> <p> <b>-- Константиновский рубль был отчеканен перед выступлением декабристов?</b> </p> <p> -- Да, но в данном случае мы говорим об экземпляре, который был отчеканен Иверсеном несколько позднее. Это известная монета с провенансом и богатой исторей. </p> <p> <b>-- Почему – «позднее»?</b> </p> <p> -- Штемпели константиновского рубля хранились в секретном архиве министерства финансов. В 1878 году они были переданы на хранение в Эрмитаж, а сохранившиеся пять монет получили члены императорской семьи. Один экземпляр поступил в Эрмитаж. Хранителем Эрмитажа в то время был Юлий Богданович Иверсен. Хранил он эти штемпели таким образом, что изготовил монеты, которые попали к крупнейшим коллекционерам того времени. В частности, к известному московскому коллекционеру Зубову. </p> <p> <b>-- Но это же мошенничество!</b> </p> <p> -- Это форма изготовления новодела подлинными штемпелями. Монеты Иверсена полностью повторяют те константиновские рубли, которые были отчеканены ранее, но они обладают гладким гуртом (ребро монеты — Ред). Одна монета Иверсена находится неизвестно где, а вторая какое-то время имела звание самой дорогой неамериканской монеты в мире, а сейчас она у нас в музее. </p> <p> <b>-- А чем уникальна платина тридцатых годов?</b> </p> <p> -- Тиражом. Долгое время считалось, что известно не более двух подобных комплектов. Один из них находится в нашем музее. </p> <p> <b>-- Какой смысл был в том, что при Николае I отчеканили платиновые монеты?</b> </p> <p> -- В двадцатые годы девятнадцатого века накопилось изрядное количество платины, но практического применения этот металл тогда не находил. Не без участия Демидовых, которые поставляли этот металл, было принято решение чеканить монету, которая соответствовала бы привязанной к серебру русской денежной системе. На монетах написано «три», «шесть» или «двенадцать рублей на серебро чистой уральской платины» и монеты активно использовались в денежном обращении. Но это продолжалось недолго и их тиражи были несопоставимы с тиражами серебряной или золотой монеты. Это уникальный для своего времени пример. </p> <p> <b>-- Есть ли в нумизматике монеты-легенды, вроде Моны Лизы, где ценность монеты определяет миф, который вокруг нее сложился?</b> </p> <p> -- Таких монет в истории можно насчитать немало. Причем некоторые имеют очевидный эмоциональный колорит. Константиновский рубль — легенда русской нумизматики. Для античной нумизматики легендой является монета, выпущенная в честь Мартовских ид, отмечающая убийство Цезаря. В Древней Греции самая массовая и самая легендарная монета, которая есть практически у каждого серьезного коллекционера, это афинская тетрадрахма с совой. А если хочется редкости, то это декадрахма,  тоже с совой, но развернутой анфас. Каждое направление, каждая страна, каждый раздел нумизматики обладает такими легендарными предметами. Часто это не самая редкая вещь, но самая знаменитая, самая вожделенная с точки зрения истории и связанной с ней легенды. </p> <p> <b>-- С коллекционной ценностью часов и марок связаны девиации: ошибка в штемпеле, в зубчиках, полированные или неполированные мосты. Есть ли такое в нумизматике?</b> </p> <p> -- Это очень развито. Стремление найти что-нибудь девиантное или маргинальное, редкое отклонение от правил, от ординарной вещи, конечно, присутствует и в нумизматике. Причем в меньшей степени в коллекционировании древних монет, где очень часто каждая монета в той или иной степени уникальна. Искать отличия в штемпелях на древнегреческих монетах чрезвычайно благодарная задача – каждая монета будет чуть-чуть отличаться. Там мизерные отличия роли не играют. </p> <p> А для такого массового материала, как советская нумизматика, играет роль и длина колосков, и количество зернышек, и как они по отношению друг к другу расположены. Тема подсчета колосков и изучения формы Мадагаскара на глобусе, который расположен на советском гербе, специфика этого направления. Это распространено и составляет особый коллекционерский интерес и шик. Но есть и те, кто этим пренебрегает. </p> <p> Еще одна интересная тема — так называемые монетные браки, когда среди массовой продукции Монетного двора находит коса на камень, и получается что-то, значительно отличающееся от норматива. Нестандартным явлением становятся пробные, неутвержденные монеты, не пошедшие в тираж. И, конечно, древние поддельные монеты. Современные фальшивки опасны, они угрожают коллекционерам.  А древние представляют исторический, научный и коллекционерский интерес. </p> <p> <b>-- Сейчас произведения высокого искусства, вещи с легендой, создания знаменитых мастеров, дорожают и выгодны как инвестиция. Что происходит в нумизматике?</b> </p> <p> -- Выражаясь языком финансистов и инвесторов, коллекционные монеты достаточно низколиквидный товар.  Купив монету на аукционе за существенные деньги,  тут же продать ее за большую сумму, скорее всего, не получится. А если мы говорим об инвестиционных монетах, выполненных из драгоценных металлов, то у них премия за культурную ценность невелика. Но они очень востребованы, и мы наблюдаем дефицит золотой монеты на внутреннем российском рынке. </p> <p> <b>-- Люди вкладывают деньги в золото.</b> </p> <p> -- Да. Это не совсем нумизматика, но через некоторое время даже инвестиционные накопления приобретают коллекционное значение, и постепенно растет их нумизматическая премия.  Все законы арт-рынка и рынка большого искусства справедливы и для нумизматических редкостей. Они дорожают. Массовый инвестиционный материал не слишком дорожает, но предложение на него часто пропадает. А средний, общедоступный материал может колебаться в цене в значительных пределах. </p> <p> <b>-- Что такое «средний материал»?</b> </p> <p> -- Основные качества монеты, которые определяют ее коллекционную привлекательность для нумизматического рынка, — это редкость, ее состояние и востребованность. В основе любой оценки нумизматического материала лежит комбинация этих трех качеств. Когда я говорю о среднем материале, то он средний либо по редкости, либо по качеству, либо он просто никому не нужен. Монеты Цейлона не слишком востребованы в России – и наоборот. Но российские монеты в России всегда востребованнее всех остальных. </p> <p> Античные монеты интересны всем, они относятся к колыбели Западной цивилизации. Китайская нумизматика вещь сама в себе, она интересная, дорогостоящая, но востребованная преимущественно на внутреннем китайском рынке. То же самое с монетами США: они очень дороги и востребованы, потому что коллекционерское сообщество в Соединенных Штатах сильное, многочисленное, и всегда находится состоятельный человек, который может позволить себе какое-то сумасбродство на нумизматическом рынке. </p> <p> <b>-- Есть ли монета, за которую дали легендарную цену, как за «Спасителя мира» Леонардо да Винчи?</b> </p> <p> -- Безумные примеры всегда существуют. Самой дорогой монетой античности в данный момент является золотой статер, который отчеканен в Пантикапее, в современной Керчи, на нем голова Сатира развернута в три четверти. Некоторое время назад он продавался на аукционе в Швейцарии, примерно шесть миллионов долларов был его уход, включая комиссию аукциона. Это монета — лидер по цене, так она подтвердила свой чемпионский титул. </p> <p> Есть легендарные вещи, но уровень цен на монеты делает это направление коллекционирования относительно демократичным. Особенно если сравнивать его с живописью или даже с современным искусством. Условная монета за триста тысяч долларов — это шедевр уровня Гольбейна, может быть даже Тициана. Но при этом цены несопоставимы. </p> <p> <b>-- Что значит международный статус вашего музея?</b> </p> <p> -- Его полное название звучит так: «Музей Международного нумизматического клуба». Международное касается в первую очередь клуба, а не расположенного в Москве музея. Клуб включает в себя членов из разных стран. </p> <p> <b>-- Что из себя представляет клуб?</b> </p> <p> -- Это закрытое сообщество крупных коллекционеров, которое объединяется под крышей нашего музея. </p> <p> <b>-- То есть музей </b>—<b> его основная объединяющая институция?</b> </p> <p> -- Наверное, это основная форма деятельности музея. Задача клуба — популяризация и развитие нумизматики, и мы активно публикуем нумизматическую литературу, поддерживаем конференции в части развития нумизматики как науки. Сейчас был закончен первый курс по нумизматике совместно с Высшей школой экономики. Только что закончилась практика студентов по нумизматике и музейному делу. Роль клуба как организации, которая занимается не только музейной деятельностью, но развитием нумизматики в целом, пожалуй, основная. Это живая система, живой организм, который продолжит свою жизнь и развитие, в том числе, и за счет молодых специалистов, которых мы надеемся подготовить. </p> <p> <b>-- А деятельность самого клуба в чем заключается?</b> </p> <p> -- Это лекции, закрытые мероприятия, проблемные дискуссии и дружеские клубные встречи. </p> <p> <b>Алексей Филиппов</b> </p> <p> <b>Фото: предоставлено Музеем Международного нумизматического клуба</b> </p>

«Монета за триста тысяч долларов — это шедевр уровня Гольбейна»

«Монета за триста тысяч долларов — это шедевр уровня Гольбейна»

«Монета за триста тысяч долларов — это шедевр уровня Гольбейна»

«Монета за триста тысяч долларов — это шедевр уровня Гольбейна»

Интересное по теме

Кино-театр

Главные фильмы апреля 2024 по версии «Культуромании»
5 апреля 2024, 09:58

История

Суд оправдал кладоискателя-симулянта
22 марта 2024, 14:14

Музеи и выставки

Место, где можно послушать новости из утюга
3 апреля 2024, 09:04
https://www.traditionrolex.com/2
https://www.traditionrolex.com/2