Выставка «Рулевые революции» в Музее Востока

Музеи и выставки

Выставка «Рулевые революции» в Музее Востока
4 Августа 2017, 14:33

Сегодня, когда от Октябрьской революции нас отделяет ровно 100 лет, выставка "Рулевые революции", открывшаяся сегодня в Государственном музее Востока, предлагает взглянуть на этот важнейший период мировой истории через призму искусства стран Востока. Советские Туркмения, Узбекистан, Азербайджан и Монголия, коммунистические Вьетнам и Китай – революция 1917 года повлекла за собой не только изменение государственного строя в России, но и послужила импульсом преобразований во многих других странах. Художественные процессы шли в них с оглядкой на опыт Советского Союза.

В состав экспозиции вошли более 100 музейных предметов авторства советских, китайских, вьетнамских и монгольских художников. Их работы – вышивки, вырезки, плакаты, ковры, картины и вазы – служили прославлению нового общества. Коммунистические страны выпускали огромное количество материалов для пропаганды государственной политики. Результатом активного использования местных художественных традиций стало невероятное, уникальное смешение образов и стилей.

Знакомство с выставкой начинается с раздела, посвященного культу личности. Портреты Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна и Хо Ши Мина, а также других политических и революционных деятелей, в разное время попавшие в фонды музея, демонстрируют образы, созданные художниками стран Востока под непосредственным влиянием советской практики. Лидеры коммунистических стран предстают в этих произведениях как доброжелательные отцы, мудрые государственные деятели, проницательные военачальники или великие учителя.

Второй раздел экспозиции расскажет об искусстве агитационного плаката в республиках Советского Союза и КНР. В советских плакатах 20-х годов отразились самые разные влияния – от традиций передвижников, модерна и народного лубка до авангарда. В искусстве советских республик национальный колорит проявлялся в традиционной одежде и прочем местном антураже. Много плакатов посвящалось женской тематике – превращению забитой женщины Востока в свободную советскую труженицу. Скинув средневековые оковы в виде паранджи, женщина изображалась за штурвалом трактора или вместе с детьми шла в медицинское учреждение, отдавала детей в ясли и детский сад, учила их грамоте в новой школе. Вместе с тем, сильные и здоровые тела мужчин выступали как символ сильного и здорового рабочего класса.

Грандиозные видения настоящего и будущего представлены в разделе, посвященном “новой” китайской гравюре. Домны и электрогенераторы, угольные фабрики, гидроэлектростанции и судостроительные верфи, строительство плотин и обуздание рек – гравюры демонстрируют образы, которые коммунистическая партия Китая поддерживала и развивала в общественном сознании на протяжении многих лет.

Последний раздел выставки посвящен китайским фигурным вырезкам из бумаги, советским вышивкам и коврам. Изготовленные в традиционной манере, эти произведения тем наглядно отражали события нового времени. Так, в бордюре некоторых ковров советские художники изображали пограничников, пехоту в противогазах, пулеметчиков, а также танки, самолеты и парашюты. Тем временем, в советском Азербайджане ученицы художественных школ с наивным восторгом рисовали, вышивали и делали аппликации на темы «Школа», «Снятие паранджи», «Пионеры», «Колхоз», «Ленин и народы Востока». А в традиционных китайских вырезках на бумаге, история которых насчитывает более полутора тысяч лет, вместо традиционных божеств, мифологических фигур и благоприятных символов появились мотивы коммунистической пропаганды – вплоть до изображений башен московского Кремля. Эти и другие произведения отражают парадоксы усвоения народным сознанием разных стран новой идеологии, символики и атрибутики.

Предметы, представленные на выставке, которая продлится до 28 авгуса – свидетели надежд, трагедий и мифов, порожденных русской революцией и заимствованных другими государствами. Многие произведения показаны российской публике впервые за последние десятилетия.

Фото: Сергей Петров

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Выставка «Рулевые революции» в Музее Востока

<h2>Сегодня, когда от Октябрьской революции нас отделяет ровно 100 лет, выставка "Рулевые революции", открывшаяся сегодня в Государственном музее Востока, предлагает взглянуть на этот важнейший период мировой истории через призму искусства стран Востока. Советские Туркмения, Узбекистан, Азербайджан и Монголия, коммунистические Вьетнам и Китай – революция 1917 года повлекла за собой не только изменение государственного строя в России, но и послужила импульсом преобразований во многих других странах. Художественные процессы шли в них с оглядкой на опыт Советского Союза.</h2> <p> <span style="font-size: 14pt;">В состав экспозиции вошли более 100 музейных предметов авторства советских, китайских, вьетнамских и монгольских художников. Их работы – вышивки, вырезки, плакаты, ковры, картины и вазы – служили прославлению нового общества. Коммунистические страны выпускали огромное количество материалов для пропаганды государственной политики. Результатом активного использования местных художественных традиций стало невероятное, уникальное смешение образов и стилей. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Знакомство с выставкой начинается с раздела, посвященного культу личности. Портреты Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна и Хо Ши Мина, а также других политических и революционных деятелей, в разное время попавшие в фонды музея, демонстрируют образы, созданные художниками стран Востока под непосредственным влиянием советской практики. Лидеры коммунистических стран предстают в этих произведениях как доброжелательные отцы, мудрые государственные деятели, проницательные военачальники или великие учителя. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Второй раздел экспозиции расскажет об искусстве агитационного плаката в республиках Советского Союза и КНР. В советских плакатах 20-х годов отразились самые разные влияния – от традиций передвижников, модерна и народного лубка до авангарда. В искусстве советских республик национальный колорит проявлялся в традиционной одежде и прочем местном антураже. Много плакатов посвящалось женской тематике – превращению забитой женщины Востока в свободную советскую труженицу. Скинув средневековые оковы в виде паранджи, женщина изображалась за штурвалом трактора или вместе с детьми шла в медицинское учреждение, отдавала детей в ясли и детский сад, учила их грамоте в новой школе. Вместе с тем, сильные и здоровые тела мужчин выступали как символ сильного и здорового рабочего класса. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Грандиозные видения настоящего и будущего представлены в разделе, посвященном “новой” китайской гравюре. Домны и электрогенераторы, угольные фабрики, гидроэлектростанции и судостроительные верфи, строительство плотин и обуздание рек – гравюры демонстрируют образы, которые коммунистическая партия Китая поддерживала и развивала в общественном сознании на протяжении многих лет. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Последний раздел выставки посвящен китайским фигурным вырезкам из бумаги, советским вышивкам и коврам. Изготовленные в традиционной манере, эти произведения тем наглядно отражали события нового времени. Так, в бордюре некоторых ковров советские художники изображали пограничников, пехоту в противогазах, пулеметчиков, а также танки, самолеты и парашюты. Тем временем, в советском Азербайджане ученицы художественных школ с наивным восторгом рисовали, вышивали и делали аппликации на темы «Школа», «Снятие паранджи», «Пионеры», «Колхоз», «Ленин и народы Востока». А в традиционных китайских вырезках на бумаге, история которых насчитывает более полутора тысяч лет, вместо традиционных божеств, мифологических фигур и благоприятных символов появились мотивы коммунистической пропаганды – вплоть до изображений башен московского Кремля. Эти и другие произведения отражают парадоксы усвоения народным сознанием разных стран новой идеологии, символики и атрибутики. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Предметы, представленные на выставке, которая продлится до 28 авгуса – свидетели надежд, трагедий и мифов, порожденных русской революцией и заимствованных другими государствами. Многие произведения показаны российской публике впервые за последние десятилетия. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Фото: Сергей Петров<br> </span> </p>

Выставка «Рулевые революции» в Музее Востока

Выставка «Рулевые революции» в Музее Востока

Выставка «Рулевые революции» в Музее Востока

Выставка «Рулевые революции» в Музее Востока

https://www.traditionrolex.com/2
https://www.traditionrolex.com/2