Центром экспозиции являются многочисленные, разнообразные по типологии изделия знаменитого московского «живописца по эмали» Фёдора Рюкерта (1851–1918) и всемирно известной придворной фирмы, во главе которой стоял Карл Фаберже (1846–1920), по большей части ее московского филиала, славившегося произведениями в стиле национального романтизма. Ф. Рюкерт поставлял изделия фирме К. Фаберже, а также и другим предприятиям, носившим звание поставщиков высочайшего двора – фирмам И. Хлебникова и П. Овчинникова, московским предприятиям О. Курлюкова, В. Болина, киевской фирме И. Маршака.
На выставке демонстрируются произведения и других фабрик, мастерских и артелей – А. Постникова, М. Семёновой, Г. Клингерта, А. Кузмичёва, изделия которого продавала всемирно известная американская компания «Тиффани». В этих предметах нашли отражение все эмалевые техники – перегородчатая и выемчатая эмали, светящаяся, как средневековый витраж, оконная, эмаль по гильошировке и живописная. Мастера часто украшали свои изделия миниатюрными, выполненными в технике живописи по эмали копиями картин знаменитых художников своего времени. Произведения В. Васнецова, К. Маковского, И. Куликова, Ф. Сычкова, В. Верещагина, С. Соломко и Е. Бём служили источником вдохновения для русских мастеров серебряного дела. Посетители выставки получат уникальную возможность увидеть картины рядом с их живописными эмалевыми копиями.
Помимо полотен современных живописцев мастера и художники ювелирных фирм периода расцвета отечественного серебряного и эмалевого производства вдохновлялись и раритетами из собрания Оружейной палаты Московского Кремля, которая была для них школой мастерства и источником идей. На выставке впервые представлены шедевры русской национальной сокровищницы – усольские эмали, изделия ювелиров кремлевских мастерских, а также китайских мастеров фарфора ХVI–ХVII вв., вместе с их воспроизведениями, выполненными фирмами П. Овчинникова, И. Хлебникова, П. Сазикова и Ф. Рюкерта.
Ряд произведений является не только образцами виртуозного мастерства русских мастеров серебряного дела и эмальеров, но также имеет историческое и мемориальное значение. Некоторые из них были дипломатическими подарками, другие имеют официальную имперскую символику – их вручали от имени монарха, и, наконец, это частные, семейные подарки, знаки любви и внимания, сохранившие гравированные дарственные надписи на разных языках.
Фото: Сергей Петров