У истоков фотографии. Уильям Тальбот в ГМИИ им. Пушкина

Музеи и выставки

У истоков фотографии. Уильям Тальбот в ГМИИ им. Пушкина
21 Февраля 2018, 09:15

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет первую в России выставку работ одного из изобретателей фотографии Уильяма Генри Фокса Тальбота (William Henry Fox Talbot, 1800–1877). На выставке представлены редкие снимки, ставшие хрестоматийными для истории визуальной культуры, — около 150 авторских отпечатков и негативов из собраний Национального музея науки и медиа в Брэдфорде и Музея Виктории и Альберта в Лондоне (Великобритания), а также устройства для создания изображений — камера-обскура и камера-люцида — из собрания Политехнического музея в Москве. Демонстрация ранних образцов британской светописи продолжает серию проектов музея, которые знакомят зрителей с шедеврами искусства фотографии.


Английский аристократ и ученый, Тальбот интересовался физикой, химией, математикой, археологией и политикой, выступал с докладами на собраниях Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе. Имя Тальбота вошло в историю фотографии благодаря изобретенному им негативно-позитивному процессу, позволяющему получать фотографические изображения. Ученый начал эксперименты по созданию фотоотпечатков на бумаге в 1834 году в родовом поместье – Аббатстве Лакок. В 1835 году он смог получить на светочувствительной бумаге позитивное изображение с бумажного негатива, что позволило тиражировать снимки. Тальботу удалось разработать простой и недорогой фотографический процесс, который был назван тальботипия или калотипия (греч. kalos – красивый и typos – отпечаток) и был запатентован в 1841 году.

Кроме Тальбота в начале XIX века над созданием фотоизображений работали французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765–1833) и Луи Жак Манде Дагер (1787–1851), добившиеся успеха и в области коммерческого применения фотографии. Метод Тальбота не был так популярен, как дагеротипия. Это частично можно объяснить наличием патентов, ограничивающих применение процесса Тальбота, а также невозможностью при помощи калотипии передать четкое изображение мелких деталей, что было преимуществом изобретения Дагера. Однако именно калотипия, предполагающая создание негативов и множества позитивных отпечатков, легла в основу современных фотографических процессов.

Научное открытие Тальбота стало не только прорывом в технологии создания снимков, но и определило развитие искусства фотографии. В отличие от точных и четких дагеротипов, калотипные снимки обладали особой живописностью. Благодаря этому фотография перестала восприниматься исключительно как процесс фиксации реальности. В 1844 году Тальбот издал альбом «Карандаш природы» с оригинальными отпечатками, сопроводив их комментариями, в которых описал свое открытие и рассказал о потенциальных возможностях фотографии как искусства. Весь спектр жанров фотографии – пейзаж, натюрморт, портрет, жанровые сценки – был представлен в альбоме.

Экспозиция включает работы, созданные в 1840–1846 годах, в том числе отпечатки из альбомов «Карандаш природы» (1844) и «Солнечные картинки Шотландии» (1845).

В рамках выставки пройдет образовательная программа: встречи с куратором Ольгой Аверьяновой и научными сотрудниками музея, лекции Алексея Логинова – одного из крупнейших российских исследователей истории фотографии, Александры Зиновьевой – специалиста по истории европейской литературы XIX–XX веков, Ирины Чмыревой – искусствоведа, куратора фотографических выставок.

Фото: Сергей Петров

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

У истоков фотографии. Уильям Тальбот в ГМИИ им. Пушкина

<h2>ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет первую в России выставку работ одного из изобретателей фотографии Уильяма Генри Фокса Тальбота (William Henry Fox Talbot, 1800–1877). На выставке представлены редкие снимки, ставшие хрестоматийными для истории визуальной культуры, — около 150 авторских отпечатков и негативов из собраний Национального музея науки и медиа в Брэдфорде и Музея Виктории и Альберта в Лондоне (Великобритания), а также устройства для создания изображений — камера-обскура и камера-люцида — из собрания Политехнического музея в Москве. Демонстрация ранних образцов британской светописи продолжает серию проектов музея, которые знакомят зрителей с шедеврами искусства фотографии.</h2> <br> <span style="font-size: 14pt;">Английский аристократ и ученый, Тальбот интересовался физикой, химией, математикой, археологией и политикой, выступал с докладами на собраниях Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе. Имя Тальбота вошло в историю фотографии благодаря изобретенному им негативно-позитивному процессу, позволяющему получать фотографические изображения. Ученый начал эксперименты по созданию фотоотпечатков на бумаге в 1834 году в родовом поместье – Аббатстве Лакок. В 1835 году он смог получить на светочувствительной бумаге позитивное изображение с бумажного негатива, что позволило тиражировать снимки. Тальботу удалось разработать простой и недорогой фотографический процесс, который был назван тальботипия или калотипия (греч. kalos – красивый и typos – отпечаток) и был запатентован в 1841 году.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Кроме Тальбота в начале XIX века над созданием фотоизображений работали французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765–1833) и Луи Жак Манде Дагер (1787–1851), добившиеся успеха и в области коммерческого применения фотографии. Метод Тальбота не был так популярен, как дагеротипия. Это частично можно объяснить наличием патентов, ограничивающих применение процесса Тальбота, а также невозможностью при помощи калотипии передать четкое изображение мелких деталей, что было преимуществом изобретения Дагера. Однако именно калотипия, предполагающая создание негативов и множества позитивных отпечатков, легла в основу современных фотографических процессов.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Научное открытие Тальбота стало не только прорывом в технологии создания снимков, но и определило развитие искусства фотографии. В отличие от точных и четких дагеротипов, калотипные снимки обладали особой живописностью. Благодаря этому фотография перестала восприниматься исключительно как процесс фиксации реальности. В 1844 году Тальбот издал альбом «Карандаш природы» с оригинальными отпечатками, сопроводив их комментариями, в которых описал свое открытие и рассказал о потенциальных возможностях фотографии как искусства. Весь спектр жанров фотографии – пейзаж, натюрморт, портрет, жанровые сценки – был представлен в альбоме.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Экспозиция включает работы, созданные в 1840–1846 годах, в том числе отпечатки из альбомов «Карандаш природы» (1844) и «Солнечные картинки Шотландии» (1845).</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В рамках выставки пройдет образовательная программа: встречи с куратором Ольгой Аверьяновой и научными сотрудниками музея, лекции Алексея Логинова – одного из крупнейших российских исследователей истории фотографии, Александры Зиновьевой – специалиста по истории европейской литературы XIX–XX веков, Ирины Чмыревой – искусствоведа, куратора фотографических выставок.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Фото: Сергей Петров</span> <p> </p>

У истоков фотографии. Уильям Тальбот в ГМИИ им. Пушкина

У истоков фотографии. Уильям Тальбот в ГМИИ им. Пушкина

У истоков фотографии. Уильям Тальбот в ГМИИ им. Пушкина

У истоков фотографии. Уильям Тальбот в ГМИИ им. Пушкина