Термин «Zeitgeist» в переводе с немецкого означает «Дух времени» и, по мнению куратора выставки Катрин Борисов, наиболее емко характеризует творческую философию Сергея Борисова. Работы автора, в каком бы жанре они не были выполнены (портрет, студийная съемка, городская, ню), почти всегда являются отражением примет тех или иных периодов истории, летописцем которых был и остается Борисов. Так, современный зритель может увидеть развал СССР («Русские идут», 1985) или обнаружить корни selfie культуры в фотографии «Селфи с Путиным» 2014 года.
Фотографии, выбранные для экспозиции выставки «Zeitgeist» в ММОМА, тематически скомпонованы и выстроены хронологическим образом. За счет этого можно внимательно изучить не только развитие художественного языка Сергея Борисова, но наиболее яркие эпизоды подпольной культурной жизни двух столиц, Москвы и Санкт-Петербурга, городские будни советских лет и нынешних. Займет свое место в выставке и рекламная фотография Борисова 1980-х годов: обложки пластинок звезд советской эстрады фирмы «Мелодия», которых автор успел оформить больше шестидесяти, включая пластинки Аллы Пугачевой, Олега Газманова, Юрия Антонова и многих других.
Отдельная часть экспозиции посвящена знаменитой мастерской Сергея Борисова «Студии 50А», одному из эпицентров кулуарной интеллектуальной жизни СССР 1980-х годов. «Студия 50А» открывала деятелей новой культуры и искусства: там выступали еще не признанные Виктор Цой и Петр Мамонов, творили «Новые художники», а Тимур Новиков уже к концу 80-х сформировал внушительную коллекцию картин. Зачастую мастерскую Борисова сравнивали с «Фабрикой» Уорхола, имея ввиду тот факт, что «Студия 50А» также притягивала к себе неформатных и разномасштабных людей, как ее американский эквивалент. В мастерской проводились выставки, презентации и встречи тех, кто тогда оставался в тени официальной культуры, а через 10 лет стал символом нового времени.
Помимо иконографии кумиров 1980-90-хх (Борис Гребенщиков, Тимур Новиков, Илья Кабаков, Пахом, Виктор Цой, Сергей Курехин, Африка, Жанна Агузарова, Ольга Свиблова и многие другие), представлены архивные материалы и артефакты самой студии, помогающие воссоздать ее атмосферу.
Экспозиция включает также работы с обнаженной натурой и уличные снимки, в которых уникальный фотографический язык Сергея Борисова точно передает иронию и протест перестроечного времени. По этим фотографиям на страницах журналов Le Monde, Face, Tempo, Actuel, Interview и Photo изумленная Европа изучала жизнь в стремительно меняющейся России.
Несмотря на основную задачу проекта – показать творчество автора как можно объемнее, – куратор выставки не считает ее в полной мере ретроспективной. Данное понятие предполагает некоторую завершенность творческого пути, в то время как «Студия 50А» существует и сегодня, а Сергей Борисов продолжает фиксировать явления современности, всякий раз будто иронично подначивая ее.
Фото: Сергей Петров