В Москве под патронатом Министерства Культуры Российской Федерации, Департамента культуры города Москвы и Международной конфедерации антикваров и арт дилеров CINOA проходит Russian Art & Antique Fair, в котором принимают участие ведущие антикварные галереи и частные собрания из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России, а также Великобритании, Германии, Италии, США, Франции, Швейцарии, Швеции и ряда других стран. На стендах участников представлены редкие произведения искусства, шедевры русской и западноевропейской живописи и скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, антикварная мебель и ювелирное искусство. К участию приглашены также галереи, представляющие contemporary art и дизайн.
Russian Art&Antique Fair – проект, объединяющий на одной площадке старое и современное искусство. Российские и зарубежные галереи и частные коллекции представляют произведения исключительно высокого уровня – как работы выдающихся мастеров минувших столетий, чьи имена навсегда вписаны в историю мировой культуры, так и произведения лучших представителей актуального искусства, отражающие дух нашего времени и основные тенденции развития художественного творчества.
В рамках выставки пройдет деловая и образовательная программа, включающие в себя Форум, посвященный законодательным аспектам движимых культурных ценностей (под эгидой Союза коллекционеров России), семинары, круглые столы и лекции для профессионалов и широкой аудитории. Для посетителей выставки организованы экскурсии с участием искусствоведов. Особое внимание будет уделено истории русского искусства.
Вниманию посетителей RA&AF предложены две специальные экспозиции.
«Венчание на царство» – уникальное собрание монет и портретов правителей, а также ювелирная коллекция, вдохновленная историей российских императоров. Хронологически экспозиция, имеющая целью показать лица российских царей и императоров, управлявших Россией на протяжении нескольких столетий, начинается с всенародного избрания на всероссийский престол царя Михаила Федоровича в 1613 году, запечатленного на редчайшей литографии, которая была напечатана спустя триста лет под наблюдением Н. Рериха. В экспозиции также представлены образы Петра Великого, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I и многих других представителей Дома Романовых. Куратор проекта – историк искусства, коллекционер Сергей Подстаницкий.
«Ар Деко XX/20» – раритетная коллекция обуви, уникальных бисерных платьев и аксессуаров 1920-1930 гг. из частной коллекции исследователя и собирателя Назима Мустафаева. Представленные в рамках экспозиции одежда и обувь выполнены выдающимися мастерами своего дела – Андрэ Перуджия, Сальваторе Феррагамо, Пьетро Янторни, а также ведущими фирмами-законодателями мировой моды, способными вознести одежду и обувь до уровня высокого искусства. Эти изделия отличают геометрически выверенные растительные узоры, яркие цвета, широкий выбор используемых материалов, богатство декора в сочетании с общей простотой линий и другие характерные элементы стиля Ар Деко, который после первой мировой войны переживал период бурного расцвета.
В разделе Contemporary art посетители смогут ознакомиться с выставкой Living Together, которая ставит своей целью показать не только возможность, но необходимость формирования общего коммуникативного и визуального поля, в котором современное искусство, искусство предыдущих эпох и декоративно-прикладное искусство взаимно дополняют друг друга и становятся равными и полноправными участниками арт-рынка. Эта банальная, на первый взгляд, идея, до сих пор не находила себе достаточной поддержки ни в том, что мы называем современной российской арт-сценой, ни у больших игроков антикварного рынка, тогда как если взглянуть, например, на TEFAF, становится понятно, что идея внедрения современного искусства в очень консервативный мировой форум антиквариата не просто лежит на поверхности, но практикуется уже много лет. Интересно, что русское современное искусство не смогло стать важным для широкой публики, и количество его верных и готовых к нему зрителей весьма ограничено. Уровень доверия к современной культуре в сегодняшнем обществе, прямо скажем, невысок, с другой стороны, рынок антиквариата всегда был элитарным и кастово-замкнутым. И эта некая общая для России черта вполне годится для одной платформы.