Драматург Михаил Дурненков, адаптировавший текст Шеффера для Театра Наций, перенес действие в наши дни и немного поменял биографии героев. Так что, даже если вы смотрели оба голливудских фильма, с трудом сможете предугадать развитие сюжета в спектакле, который Явор Гырдев сравнивает с виртуальной стратегической игрой: ее герои считают, что движутся к цели, а на самом деле, каждый раз выходят на новый уровень заблуждения и упускают тот момент, когда игра превращается в действительность.
Российскому зрителю Явор Гырдев известен как постановщик «Метода Гренхольма» и «Киллера Джо» в Театре Наций. Московская публика познакомилась с Гырдевым в 2004 году, когда был показан его спектакль «Человек-подушка», перевернувший все представления об условности. Зрители, сидевшие в двух шагах от актеров, отделенных прозрачной стеной, не могли предугадать ни одного поворота сюжета, и при этом абсолютно верили, что все происходящее — не сценическая иллюзия, а реалити-шоу.
Явор Гырдев: «В нашей версии этой истории острый сюжет не цель, а средство для раскрытия природы героев. Человеческая природа лучше всего проявляется в жестком театре. Пьеса Шеффера – триллер с элементами комедии, но для нас все повороты сюжета, напряжение, возникающее от этих поворотов, и даже абсурдные шутки – все это дает героям возможность полнее раскрыться перед самими собой. И в конце концов, дает и нам шанс их понять. Я бы даже назвал наш спектакль триллером экзистенциального пробуждения, некой танатотерапией, которая провоцирует зрителя поставить себя в предлагаемые обстоятельства, посмотреть на себя с неожиданной стороны и надеяться проснуться очищенным. Хотя, может быть, эта надежда несколько утопична».
Фото: Ира Полярная