Музей техники Вадима Задорожного. Фоторепортаж

Музеи и выставки

Музей техники Вадима Задорожного. Фоторепортаж
3 Июля 2018, 11:24

Десять лет назад в России появился первый частный музей техники. Сейчас в нем более тысячи экспонатов. Редкие автомобили эпохи начинающегося автомобильного бума, бронированные лимузины советских вождей, самолеты времен Второй мировой войны, истребители с Ходынского поля, нашедшие здесь свое место и своих почитателей после долгих лет забвения.


Музей открыл в 2008 году Вадим Задорожный. Сегодня он продолжает развивать музейную экспозицию, думает о постройке новых залов. И одновременно с 2015 года Задорожный руководит музеем-усадьбой Архангельское, которая расположена совсем рядом, на живописном берегу старого русла Москвы-реки.

Отсчетной датой начала коллекции является 1999 год. На одной из выставок, посвященной автомобилям, Задорожный познакомился с энтузиастами реставрационного дела. Они рассказали ему о трофейном довоенном BMW. Машину в очень плохом состоянии нашли недалеко от Минска, куда ее вывез один советский летчик. Задорожный заинтересовался этой историей и захотел поучаствовать в реставрации автомобиля. Сейчас эта машина находится в экспозиции музея.

Вначале коллекция пополнялась немецкими и советскими машинами, так как их было проще всего достать в нашей стране. Большая часть машин реставрировалась специалистами самого музея, готовая для экспозиции техника покупалась редко.

Постепенно Задорожный начал отходить от рамок автомобильного музея, и в коллекции начали появляться военные экспонаты. Так, первый танк музей получил и отреставрировал в 2006 году.

На базе музея работает экспедиционный центр под эгидой Российского исторического общества. В него входят специалисты музея и волонтеры. Центр провел несколько экспедиций. Сейчас экспедиция проходит в Смоленской области, где со дна болота поднимают немецкий самолет Heinkel He 111, один из самых массовых тяжелых бомбардировщиков Люфтваффе (военно-воздушных сил Германии времен ВОВ). Получится ли полностью восстановить этот самолет, пока неизвестно, ведь не всегда то, что находят, удается восстановить. Но даже отдельные части техники, сам металл представляет интерес для коллекционеров. Ведь некоторые ранее существовавшие виды техники настолько редки, что пока их нет ни у кого даже во фрагментированном виде.

Например, отдельные фрагменты танков чаще всего находят в болотах, лесах. И потом на базе этих фрагментов восстанавливают экземпляры. Занимается этим реставрационный цех музея.

Не так давно уличная экспозиция пополнилась отреставрированным паровозом П-32 «Победа», который пригнали несколько лет назад из города Рославль Смоленской области с так называемого «кладбища паровозов».

Еще здесь не так давно появились самолеты-истребители, вывезенные с базы Ходынского аэродрома. Они по-прежнему числятся на балансе государства, и в то же время находятся на ответственном хранении у музея. Такое положение относится к большей части выставленной военной техники музея.

С Ходынки здесь меньшая часть экспонатов, так как площадь музея не позволяет разместить все, что хотелось бы. Поэтому другие самолеты находятся на второй территории музея в Калужской области, на аэродроме Медынь. Сегодня там около 40 единиц техники. Самолеты находятся в плачевном состоянии, потому как долгое время были без ухода под открытым небом. В них частично разграблены детали панелей и фюзеляжа. Пока площадка в Калужской области закрыта для посещения, но в планах Задорожного и там когда-нибудь сделать музей.

За счет каких средств существует музей? Во-первых, музейный комплекс включает в себя несколько этажей офисных помещений, которые сдаются в аренду. Господдержка частных музеев не предусмотрена, поэтому средства ищут путем участия в различных мероприятиях, например, посвященных реконструкции каких-либо событий, эпох, иногда сдают технику в аренду, активно сотрудничают с Парком Горького, представляют себя на выставках, таких, как «Интермузей» в Манеже. Все это выводит музей Задорожного на новый уровень известности, привлекает больше посетителей. А посмотреть здесь, действительно, есть на что. В год сюда приходит порядка 70 тысяч человек.

Одна из самых главных гордостей музея – бронированный автомобиль И. Сталина ЗИС-115. Машина представляет собой блестящий образец реставрации, выполненной музейными специалистами. У нее долгая необычная история. В 2000-е годы машину случайно обнаружили на даче одного человека. И Задорожному удалось ее выкупить. На последующую реставрацию ушло целых пять лет. ЗИС-115 также интересен тем, что было всего выпущено 32 таких автомобиля, а на сегодня сохранились единицы.

Еще очень ценен истребитель Як-1, поднятый со дна озера, в котором он пролежал почти 70 лет. На лопастях самолета заметные выемки, напоминающие следы от пуль, но на самом деле это «работа» улиток, которые окислили металл. Самолет был частично отреставрирован специалистами музея. Работы по его подъему проводились экспедиционной группой совместно с фондом «Крылатая память Победы». Также музей часто сотрудничает в поисковом деле с Министерством обороны, с Российским географическим обществом.

В музее представлена коллекция самолетов ОКБ им. А. Яковлева, которая раньше существовал на базе бюро. Коллекция интересна не только для посетителей, но и для специалистов. В ней есть очень редкие модели самолетов, которые выпускались в единичных экземплярах как экспериментальные образцы. Например, есть первый реактивный истребитель Як-15, самолеты вертикального взлета Як-38, Як-141.

Много автомобильной европейской техники покупается на аукционах во Франции, Германии. Но места под новую технику почти не осталось. А недостатка в выборе техники для покупки нет – предложения сыплются со всех сторон. Выход из этой ситуации - расширение экспозиции.

Сейчас готовится к открытию отдельный авиационный музей, он будет располагаться на месте старых реставраторских мастерских, работавших ранее на территории музея. В новом помещении соберутся образцы самолетов времен Второй мировой войны. По мнению Задорожного, этот новый музей должен быть посвящен личностям конкретных летчиков, дважды и трижды героям Советского Союза.

В целом планов по расширению много. Например, третье здание для экспозиции может появиться на месте ангара, в котором хранится часть экспонатов и ждет своего часа, чтобы предстать перед публикой.

Текст/фото: Любовь Мартынова

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Музей техники Вадима Задорожного. Фоторепортаж

<h2>Десять лет назад в России появился первый частный музей техники. Сейчас в нем более тысячи экспонатов. Редкие автомобили эпохи начинающегося автомобильного бума, бронированные лимузины советских вождей, самолеты времен Второй мировой войны, истребители с Ходынского поля, нашедшие здесь свое место и своих почитателей после долгих лет забвения.</h2> <br> <span style="font-size: 14pt;">Музей открыл в 2008 году Вадим Задорожный. Сегодня он продолжает развивать музейную экспозицию, думает о постройке новых залов. И одновременно с 2015 года Задорожный руководит музеем-усадьбой Архангельское, которая расположена совсем рядом, на живописном берегу старого русла Москвы-реки. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Отсчетной датой начала коллекции является 1999 год. На одной из выставок, посвященной автомобилям, Задорожный познакомился с энтузиастами реставрационного дела. Они рассказали ему о трофейном довоенном BMW. Машину в очень плохом состоянии нашли недалеко от Минска, куда ее вывез один советский летчик. Задорожный заинтересовался этой историей и захотел поучаствовать в реставрации автомобиля. Сейчас эта машина находится в экспозиции музея.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Вначале коллекция пополнялась немецкими и советскими машинами, так как их было проще всего достать в нашей стране. Большая часть машин реставрировалась специалистами самого музея, готовая для экспозиции техника покупалась редко.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Постепенно Задорожный начал отходить от рамок автомобильного музея, и в коллекции начали появляться военные экспонаты. Так, первый танк музей получил и отреставрировал в 2006 году.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> На базе музея работает экспедиционный центр под эгидой Российского исторического общества. В него входят специалисты музея и волонтеры. Центр провел несколько экспедиций. Сейчас экспедиция проходит в Смоленской области, где со дна болота поднимают немецкий самолет Heinkel He 111, один из самых массовых тяжелых бомбардировщиков Люфтваффе (военно-воздушных сил Германии времен ВОВ). Получится ли полностью восстановить этот самолет, пока неизвестно, ведь не всегда то, что находят, удается восстановить. Но даже отдельные части техники, сам металл представляет интерес для коллекционеров. Ведь некоторые ранее существовавшие виды техники настолько редки, что пока их нет ни у кого даже во фрагментированном виде. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Например, отдельные фрагменты танков чаще всего находят в болотах, лесах. И потом на базе этих фрагментов восстанавливают экземпляры. Занимается этим реставрационный цех музея.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Не так давно уличная экспозиция пополнилась отреставрированным паровозом П-32 «Победа», который пригнали несколько лет назад из города Рославль Смоленской области с так называемого «кладбища паровозов». </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Еще здесь не так давно появились самолеты-истребители, вывезенные с базы Ходынского аэродрома. Они по-прежнему числятся на балансе государства, и в то же время находятся на ответственном хранении у музея. Такое положение относится к большей части выставленной военной техники музея.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> С Ходынки здесь меньшая часть экспонатов, так как площадь музея не позволяет разместить все, что хотелось бы. Поэтому другие самолеты находятся на второй территории музея в Калужской области, на аэродроме Медынь. Сегодня там около 40 единиц техники. Самолеты находятся в плачевном состоянии, потому как долгое время были без ухода под открытым небом. В них частично разграблены детали панелей и фюзеляжа. Пока площадка в Калужской области закрыта для посещения, но в планах Задорожного и там когда-нибудь сделать музей. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> За счет каких средств существует музей? Во-первых, музейный комплекс включает в себя несколько этажей офисных помещений, которые сдаются в аренду. Господдержка частных музеев не предусмотрена, поэтому средства ищут путем участия в различных мероприятиях, например, посвященных реконструкции каких-либо событий, эпох, иногда сдают технику в аренду, активно сотрудничают с Парком Горького, представляют себя на выставках, таких, как «Интермузей» в Манеже. Все это выводит музей Задорожного на новый уровень известности, привлекает больше посетителей. А посмотреть здесь, действительно, есть на что. В год сюда приходит порядка 70 тысяч человек. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Одна из самых главных гордостей музея – бронированный автомобиль И. Сталина ЗИС-115. Машина представляет собой блестящий образец реставрации, выполненной музейными специалистами. У нее долгая необычная история. В 2000-е годы машину случайно обнаружили на даче одного человека. И Задорожному удалось ее выкупить. На последующую реставрацию ушло целых пять лет. ЗИС-115 также интересен тем, что было всего выпущено 32 таких автомобиля, а на сегодня сохранились единицы. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Еще очень ценен истребитель Як-1, поднятый со дна озера, в котором он пролежал почти 70 лет. На лопастях самолета заметные выемки, напоминающие следы от пуль, но на самом деле это «работа» улиток, которые окислили металл. Самолет был частично отреставрирован специалистами музея. Работы по его подъему проводились экспедиционной группой совместно с фондом «Крылатая память Победы». Также музей часто сотрудничает в поисковом деле с Министерством обороны, с Российским географическим обществом.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В музее представлена коллекция самолетов ОКБ им. А. Яковлева, которая раньше существовал на базе бюро. Коллекция интересна не только для посетителей, но и для специалистов. В ней есть очень редкие модели самолетов, которые выпускались в единичных экземплярах как экспериментальные образцы. Например, есть первый реактивный истребитель Як-15, самолеты вертикального взлета Як-38, Як-141. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Много автомобильной европейской техники покупается на аукционах во Франции, Германии. Но места под новую технику почти не осталось. А недостатка в выборе техники для покупки нет – предложения сыплются со всех сторон. Выход из этой ситуации - расширение экспозиции. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Сейчас готовится к открытию отдельный авиационный музей, он будет располагаться на месте старых реставраторских мастерских, работавших ранее на территории музея. В новом помещении соберутся образцы самолетов времен Второй мировой войны. По мнению Задорожного, этот новый музей должен быть посвящен личностям конкретных летчиков, дважды и трижды героям Советского Союза.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В целом планов по расширению много. Например, третье здание для экспозиции может появиться на месте ангара, в котором хранится часть экспонатов и ждет своего часа, чтобы предстать перед публикой.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>Текст/фото: Любовь Мартынова</b></span> <p> </p>

Музей техники Вадима Задорожного. Фоторепортаж

Музей техники Вадима Задорожного. Фоторепортаж

Музей техники Вадима Задорожного. Фоторепортаж

Музей техники Вадима Задорожного. Фоторепортаж