Пушкинский музей представляет выставку-посвящение братьям Морозовым — завершающую в череде проектов об этих великих коллекционерах в России и Франции. Созданные Михаилом (со страстью и эмоциональностью) и Иваном (с упорством и уверенностью знатока) собрания были одновременно практикой и мечтой, плодом напряженного труда и размышлений.
По замыслу Ивана, его коллекция должна была стать идеальным музеем, продуманным до мелочей. В образе выставки, на время объединив французскую и русскую части собраний братьев, мы постарались представить, каким мог бы стать такой музей на протяжении ХХ столетия — в те годы, когда развивалась архитектура модернизма — благородно-сдержанная, немногословная и настраивающая на созерцание собранных московскими коллекционерами шедевров.
Старший сын Абрама Абрамовича и Варвары Алексеевны Михаил Морозов (1870–1903) с ранней юности не питал интереса к семейному бизнесу. Страстный театрал и неизменный посетитель всех художественных выставок, он устраивал роскошные обеды в своем особняке на Смоленском бульваре, приглашая художников и обсуждая с ними проблемы современного искусства. Открытость всему новому позволяла ему наряду с полотнами Михаила Врубеля и Валентина Серова коллекционировать иконы, эскизы Василия Сурикова, но в то же время интересоваться современной французской живописью.
Стремясь разобраться в многослойной структуре парижского художественного рынка, он покупал и полотна модных салонных живописцев, и произведения постимпрессионистов, в то время еще не получивших широкого признания у себя на родине. Благодаря Михаилу Морозову в России впервые оказались полотна Эдуарда Мане, Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Винсента ван Гога, Поля Гогена, а также единственная в нашей стране картина Эдварда Мунка.
Будущий коллекционер Иван Морозов появился на свет 27 ноября (9 декабря) 1871 года, менее чем через год после старшего брата Михаила. Он включается в дела семейного предприятия, Тверской мануфактуры бумажных изделий, где занимает посты директора-распорядителя, а затем председателя правления. После кончины Михаила в 1903 году Иван начинает уделять коллекционированию намного более значительное внимание, словно принимая из рук брата инициативу и превращая ее в миссию. Поселившись на Пречистенке в доме 21, он перестраивает этот особняк, превращая его в первоклассно оборудованное музейное помещение, и берет за правило регулярно посещать парижские выставки, галереи и аукционы, изучать труды по истории искусства, следить за прессой, пытливо осваивая сферу современной художественной жизни.
До революции увидеть собрание Ивана Морозова, насчитывавшее 181 работу иностранных мастеров и 407 — русских, было не так просто, как открытый для посетителей дом Щукина: короткие сеансы были доступны лишь по воскресеньям. В конце 1918 года коллекция подверглась национализации и стала Вторым Музеем новой западной живописи; впоследствии именно в доме Морозова на Пречистенке расположится Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ).
Фото: Сергей Петров
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной
жизни
"Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых". Выставка Пушкинском музее. Фоторепортаж
<h2>Пушкинский музей представляет выставку-посвящение братьям Морозовым — завершающую в череде проектов об этих великих коллекционерах в России и Франции. Созданные Михаилом (со страстью и эмоциональностью) и Иваном (с упорством и уверенностью знатока) собрания были одновременно практикой и мечтой, плодом напряженного труда и размышлений. </h2>
<br>
<span style="font-size: 14pt;">
По замыслу Ивана, его коллекция должна была стать идеальным музеем, продуманным до мелочей. В образе выставки, на время объединив французскую и русскую части собраний братьев, мы постарались представить, каким мог бы стать такой музей на протяжении ХХ столетия — в те годы, когда развивалась архитектура модернизма — благородно-сдержанная, немногословная и настраивающая на созерцание собранных московскими коллекционерами шедевров.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Старший сын Абрама Абрамовича и Варвары Алексеевны Михаил Морозов (1870–1903) с ранней юности не питал интереса к семейному бизнесу. Страстный театрал и неизменный посетитель всех художественных выставок, он устраивал роскошные обеды в своем особняке на Смоленском бульваре, приглашая художников и обсуждая с ними проблемы современного искусства. Открытость всему новому позволяла ему наряду с полотнами Михаила Врубеля и Валентина Серова коллекционировать иконы, эскизы Василия Сурикова, но в то же время интересоваться современной французской живописью. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Стремясь разобраться в многослойной структуре парижского художественного рынка, он покупал и полотна модных салонных живописцев, и произведения постимпрессионистов, в то время еще не получивших широкого признания у себя на родине. Благодаря Михаилу Морозову в России впервые оказались полотна Эдуарда Мане, Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Винсента ван Гога, Поля Гогена, а также единственная в нашей стране картина Эдварда Мунка. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Будущий коллекционер Иван Морозов появился на свет 27 ноября (9 декабря) 1871 года, менее чем через год после старшего брата Михаила. Он включается в дела семейного предприятия, Тверской мануфактуры бумажных изделий, где занимает посты директора-распорядителя, а затем председателя правления. После кончины Михаила в 1903 году Иван начинает уделять коллекционированию намного более значительное внимание, словно принимая из рук брата инициативу и превращая ее в миссию. Поселившись на Пречистенке в доме 21, он перестраивает этот особняк, превращая его в первоклассно оборудованное музейное помещение, и берет за правило регулярно посещать парижские выставки, галереи и аукционы, изучать труды по истории искусства, следить за прессой, пытливо осваивая сферу современной художественной жизни. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
До революции увидеть собрание Ивана Морозова, насчитывавшее 181 работу иностранных мастеров и 407 — русских, было не так просто, как открытый для посетителей дом Щукина: короткие сеансы были доступны лишь по воскресеньям. В конце 1918 года коллекция подверглась национализации и стала Вторым Музеем новой западной живописи; впоследствии именно в доме Морозова на Пречистенке расположится Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ).</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
Фото: Сергей Петров</b></span>
<p>
</p>
https://kulturomania.ru
&quot;Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых&quot;. Выставка Пушкинском музее. Фоторепортаж
&quot;Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых&quot;. Выставка Пушкинском музее. Фоторепортаж
&quot;Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых&quot;. Выставка Пушкинском музее. Фоторепортаж