Юристы, лингвисты и журналисты объединились, чтобы сделать закон понятным для всех

Креативные индустрии

Юристы, лингвисты и журналисты объединились, чтобы сделать закон понятным для всех

21 Октября 2024, 16:03
В Высшей школе экономики прошел круглый стол «Понятность в юридических процессах — от аксиомы к осмысленной практике».

Первым мероприятием нового цикла Лаборатории юридического дизайна Высшей школы экономики стал круглый стол «Понятность в юридических процессах — от аксиомы к осмысленной практике». Ведущие специалисты в области права, лингвистики и журналистики объединились для исследования, как междисциплинарный подход может способствовать улучшению юридических процессов, делая их более понятными и доступными для всех участников.

Лаборатория юрдизайна Высшей школы экономики зародилась несколько лет назад, когда Legal Design вызывал интерес и споры лишь узконаправленных специалистов в сфере права. Сегодня участниками лаборатории выступают не только юристы, но и лингвисты и журналисты. Главная цель их совместной работы – сделать юридический язык понятным для культурных и креативных индустрий.

Проблема непонятности юридического языка в России имеет глубокие исторические корни, отметил Валерий Ефремов, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка филологического факультета Российского государственного университета им. А.И. Герцена. Он подчеркнул, что это частично связано с советским законодательством и заимствованиями из немецкого права. Говоря о европейском опыте, профессор указал на существование конкретных рекомендаций по упрощению юридического языка. «Есть очень короткие и конкретные рекомендации, которые русского юриста выведут в состояние пароксизма сознания», – сказал Ефремов, приводя в пример ограничения длины предложения до 11 слов.

Основа юридического дизайна – это эмпатия, уверена модератор мероприятия Мария Дорошенко, генеральный директор LegalPics, новая заведующая Лабораторией юридического дизайна ВШЭ. Именно эмпатичный подход помогает создавать юридические документы, ориентированные на потребности и восприятие пользователя, а понимание эмоций и опыта позволяет разрабатывать более доступные и понятные правовые материалы в частности, и в целом – более человечный образ юридической системы.

В рамках круглого стола обсудили, что «понятность» измерима, с чем согласились большинство участников. В качестве метрик могут выступать длина предложений, частота пассивного залога, количество простых и сложных (сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных) предложений, порядок слов и количество слов между подлежащим и сказуемым. Также немаловажную роль играет лексическое разнообразие, ее сложность и «знакомость».

Фото: Пресс-служба LegalPics
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Юристы, лингвисты и журналисты объединились, чтобы сделать закон понятным для всех

<br> Первым мероприятием нового цикла Лаборатории юридического дизайна Высшей школы экономики стал круглый стол «Понятность в юридических процессах — от аксиомы к осмысленной практике». Ведущие специалисты в области права, лингвистики и журналистики объединились для исследования, как междисциплинарный подход может способствовать улучшению юридических процессов, делая их более понятными и доступными для всех участников.<br> <br> Лаборатория юрдизайна Высшей школы экономики зародилась несколько лет назад, когда Legal Design вызывал интерес и споры лишь узконаправленных специалистов в сфере права. Сегодня участниками лаборатории выступают не только юристы, но и лингвисты и журналисты. Главная цель их совместной работы – сделать юридический язык понятным для культурных и креативных индустрий.<br> <br> Проблема непонятности юридического языка в России имеет глубокие исторические корни, отметил Валерий Ефремов, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка филологического факультета Российского государственного университета им. А.И. Герцена. Он подчеркнул, что это частично связано с советским законодательством и заимствованиями из немецкого права. Говоря о европейском опыте, профессор указал на существование конкретных рекомендаций по упрощению юридического языка. «Есть очень короткие и конкретные рекомендации, которые русского юриста выведут в состояние пароксизма сознания», – сказал Ефремов, приводя в пример ограничения длины предложения до 11 слов.<br> <br> Основа юридического дизайна – это эмпатия, уверена модератор мероприятия Мария Дорошенко, генеральный директор LegalPics, новая заведующая Лабораторией юридического дизайна ВШЭ. Именно эмпатичный подход помогает создавать юридические документы, ориентированные на потребности и восприятие пользователя, а понимание эмоций и опыта позволяет разрабатывать более доступные и понятные правовые материалы в частности, и в целом – более человечный образ юридической системы.<br> <br> В рамках круглого стола обсудили, что «понятность» измерима, с чем согласились большинство участников. В качестве метрик могут выступать длина предложений, частота пассивного залога, количество простых и сложных (сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных) предложений, порядок слов и количество слов между подлежащим и сказуемым. Также немаловажную роль играет лексическое разнообразие, ее сложность и «знакомость».<br> <h6><br> </h6> <h6>Фото: Пресс-служба LegalPics</h6>

Юристы, лингвисты и журналисты объединились, чтобы сделать закон понятным для всех

Юристы, лингвисты и журналисты объединились, чтобы сделать закон понятным для всех

Юристы, лингвисты и журналисты объединились, чтобы сделать закон понятным для всех

Юристы, лингвисты и журналисты объединились, чтобы сделать закон понятным для всех