Лучшие фильмы, неожиданные сериалы, грандиозные культурные мероприятия, выгодные бизнес-сделки, а также эксклюзивное интервью народного артиста России, актера и режиссера Константина Хабенского — коротко о самом главном из итогового номера журнала «КиноРепортер».
Ход Хабенского
30 декабря в российский прокат выходит фильм студии ТРИТЭ Никиты Михалкова — «Чемпион мира», о знаменитом поединке между шахматистами Анатолием Карповым и Виктором Корчным. Роль последнего исполняет Константин Хабенский, который дал эксклюзивное интервью в новом выпуске журнала «КиноРепортер». В нем известный актер, народный артист России рассказал, почему в итоговой версии картины нет нескольких интересных сцен, как опыт и удача помогают не замечать свой возраст, а также о том, что любой режиссер, подобно барону Мюнхгаузену, должен уметь создавать свои миры и увлекать в них других людей. Стоит отметить, что помимо интересных проектов в кино у Хабенского произошли знаковые события в театральной карьере — назначение художественным руководителем МХТ им. Чехова, а также совместная работа с режиссером Виктором Крамером на сцене «Современника».
Жизнь театра
Серьезные ковидные ограничения, кадровые перестановки на фоне громких премьер — такой контраст событий российской театральной жизни 2021 года, по мнению «КиноРепортера», надолго запомнится публике. Руководство сменилось не только в МХТ им. Чехова, но и в МХАТ им. Горького — гендиректором театра назначен Владимир Кехман. Сложно прогнозировать, какими путями теперь пойдут каждый из театров, но выбранный ими курс вполне может привести к перестройке российской театральной системы в целом.
Играть и достигать
Пока в театрах идут «перестановки», российский кинематограф собирает международные награды. Целых четыре российских киноленты — «Разжимая кулаки» Киры Коваленко, «Купе номер шесть» Юхо Куосманена, «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, «Почтальон» Клима Тукаева — получили призы Каннского фестиваля, а фильм «Совесть» Алексея Козлова был удостоен сразу трех наград Шанхайского фестиваля.
«В 2021 году необычайно много российских картин участвовало в престижных международных кинофестивалях, а значит, индустрия в порядке» — сделала вывод основатель и главный редактор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева.
Самым успешным отечественным фильмом за рубежом по итогам 2021 года оказалась фестивальная драма «Уроки фарси», снятая совместно с Белоруссией и Германией. Картина собрала $6,1 млн, из них $5,5 млн — в Китае.
Также копилку кинематографических достижений года пополнил фильм Клима Шипенко «Вызов», съемочной площадкой для которого впервые в мировой истории стала Международная космическая станция.
А еще год однозначно запомнится жанровым разнообразием премьер. Так, режиссер Олег Трофим выпустил первый российский фильм по мотивам комиксов «Майор Гром» (права на показ выкупил Netflix), а студия ТРИТЭ Никиты Михалкова — фантастическую сагу «Пара из будущего» (в ней снялись признанные звезды Сергей Бурунов и Мария Аронова).
Netflix по-толстовски
В цифровой среде тоже происходит много всего интересного. Стриминговые сервисы как главные дистрибьюторы киноконтента дали мощный толчок онлайн-потреблению. Благодаря им на новый виток развития в уходящем году вышли не только российские фильмы, но и сериалы. «Вампиры средней полосы», «Хрустальный», «Пищеблок», «Самка богомола», «Контейнер». «Полицейский с Рублевки» и «Содержанки» упрочили востребованность Сергея Бурунова. По версии «КиноРепортера», на стриминговых сервисах особой популярностью пользовались сериалы «Мейр из Исттауна», «Девять совсем незнакомых людей» и «Локи», абсолютный рекорд по числу просмотров поставила «Игра в кальмара» — сериал ждал запуска около десяти лет.
Стриминговые гиганты теперь не только задают высокую планку, но и предлагают сотрудничество. Например, Netflix объявил о начале съемок первого российского сериала, назначив Наталью Меркулову и Алексея Чупова режиссерами «Анны К». Год оказался невероятно продуктивным для супружеской пары режиссеров. Их грандиозный драматический триллер о капитане НКВД «Капитан Волконогов бежал» прошел в основной конкурс Венецианского фестиваля.
«Стриминговые сервисы стали полноценными игроками рынка, доказав, что для создания шедевров уже не обязательно ехать в Голливуд — именно об этом говорит в интервью „КиноРепортеру“ звезда „Содержанок“ Александра Ребенок», — отметила Мария Лемешева.
Столица в кино
Одним из механизмов поддержки кино в этом году стал эксперимент по поддержке кинопроизводителей, которые популяризируют образ столицы в киноискусстве. По итогам конкурса, который проводился совместно с киносетью «Москино», гранты Правительства Москвы получили восемь кинолент. Сумма субсидии зависела от того, как часто в кадре появляются узнаваемые московские здания и улицы: по правилам конкурса, столичные виды должны были составить не менее 10% хронометража. Создатели ленты «На острие» получили финансовую поддержку в размере 9 млн рублей, «Доктора Лизы» и «Команды мечты» — по 6 млн, а продюсеры «Кометы Галлея», «Хандры», «Красотки в ударе», «Человека из Подольска» и «Побочного эффекта» — по 3 млн рублей.
Подробнее о главных итогах киноиндустрии за 2021 год можно прочитать в новом номере «КиноРепортера» и на официальном
сайте журнала.
Фото: предоставлено журналом «КиноРепортер»