В эксклюзивном интервью интернет-изданию «1474» президент Союза Дизайнеров России (СДР) Виталий Ставицкий рассказал о достижениях зарубежного дизайн-рынка и существенной роли отечественных дизайнеров в его развитии, а также проанализировал состояние национального дизайна и поделился своим видением относительно его будущего.
По словам Виталия Ставицкого, последние 30–40 лет ключевые национальные экономики воспринимают дизайн как методологию отраслевого управления либо как стратегию развития промышленных и креативных индустрий. Этой деятельности оказывают всестороннюю законодательную поддержку, а также предоставляют льготы и финансовое стимулирование, в частности различные гранты и премии. Во многих странах посредством специализированных музеев, всевозможных форумов, фестивалей и других деловых и развлекательных мероприятий дизайн активно популяризируют как в среде производителей товаров и услуг, так и для их непосредственных потребителей.
При этом отечественному дизайну не хватает популяризации на международном уровне. «Иностранные коллеги часто говорят мне, что не подозревали о существовании российского дизайна. Тех же русскоязычных специалистов, кто успешно работает за рубежом, в меньшей степени соотносят с Россией и не задумываются над тем, что они — выпускники наших вузов и ученики корифеев национального дизайна», — отметил Виталий Ставицкий.
Однако России есть что предложить зарубежному потребителю, считает Ставицкий. «Многое из того, что мы уже предложили Западу, пользуется за границей огромным спросом. Например, у нас в индустрии моды создано очень много дизайнерских брендов, которые успешно раскупаются практически во всем мире», — отметил эксперт. Он добавил, что, по его мнению, российские дизайнеры являются мировыми трендсеттерами, которые определяют направления развития глобальных индустрий, среды обитания и технологий.
Говоря об общем состоянии российского дизайн-рынка, Виталий Ставицкий отметил, что сегодня его объем составляет 1 триллион 235 миллиардов рублей. «При этом у нас есть все потенциальные возможности, чтобы в ближайшие год-полтора увеличить этот показатель в два раза — до 2 триллионов 260 миллиардов рублей. В это же время, по оценке экспертов, включающих сюда еще и „серый рынок“, максимальная емкость национального рынка дизайна может достигать 6 триллионов рублей!» — сказал он.
Виталий Ставицкий подчеркнул, что дизайн в креативной экономике — межиндустриальная история. «Дизайн проникает в любые производственные сферы. На мой взгляд, не существует ни одной индустрии, где не нашел бы своего применения дизайн: промышленный, коммуникационный, текстильный, fashion-дизайн, сервис-дизайн. Он, как уже говорил ранее, оказывает существенное влияние на все креативные индустрии. Пересекается с рекламой, модой, кино, IT, а также с издательским делом — в части дизайна книг и другой печатной продукции. Словом, он присутствует практически везде. В этом отношении у нас с президентом Федерации интеллектуальной собственности Сергеем Матвеевым единое мнение, что дизайн является экосистемой или скорее даже нейросетью не только креативных индустрий, но и вообще креативной экономики», — сказал он.
Вступление Союза Дизайнеров России в Федерацию креативных индустрий (ФКИ) призвано усилить позиции СДР при решении стоящих перед ним задач. «В первую очередь это, конечно, необходимо при выстраивании отношений и налаживании взаимодействия с органами государственной власти. Во-вторых, — увеличение информационного поля наших проектов, нацеленных на популяризацию отечественной индустрии дизайна и ее представителей. Потому что, я убежден, чем масштабнее просветительская инфраструктура, тем лучше для любой структуры: будь то бизнес либо творческое объединение», — сказал Виталий Ставицкий.
Полностью интервью с Виталием Ставицким доступно на сайте интернет-издания «
1474».
Фото: @vitalystavitsky / instagram.com