В РСПП прошел форум «Креативный экспорт: новые горизонты»

Креативные индустрии

В РСПП прошел форум «Креативный экспорт: новые горизонты»

13 Февраля 2024, 10:39
Мероприятие прошло в рамках «Недели российского бизнеса».

Добьется ли наша страна технологического суверенитета и будут ли созданы необходимые для развития креативных индустрий институты или те, кто создает новую, несырьевую экономику, будут по-прежнему воевать за признание российских талантов, деньги и престиж державы на фронтах глобальных рынков поодиночке, — пытались понять участники форума «Креативный экспорт: новые горизонты», который состоялся в РСПП в рамках «Недели российского бизнеса».

«Обеспечение совокупного суверенитета — сегодня приоритетная задача, которая поставлена руководством страны и поддерживается бизнесом. Очевидно, что эту задачу невозможно решить без наращивания инвестиций в создание интеллектуальной собственности, без расширения творческой деятельности, в том числе в научно-технической сфере», — постулировал президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, открывая форум.

Президент самого крупного бизнес-объединения страны среди острых и необходимых решений назвал единообразное налогообложение для всех видов творческих индустрий, подразумевающее отмену НДС на все типы сделок с правами интеллектуальной собственности, и снижение налога на прибыль для промышленности, приобретающей интеллектуальную собственность, что снимет барьеры во взаимодействии малого и крупного бизнеса.

В очередной раз была обозначена потребность во введении принудительной лицензии в сфере авторского права — как исключительной меры, предотвращающей скатывание страны к пиратству. Единая подсудность споров об интеллектуальных правах и их перемещение в арбитражную систему, декриминализация несущественных нарушений также должны оздоровить рынок. А обеспечить его рост и снизить издержки компаний должен бесшовный обмен информацией между органами власти и участниками рынка за счет использования общественно-государственной блокчейн-инфраструктуры РЦИС.РФ, оператором которой выступает Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС). Все это устранит барьеры и станет катализатором взаимодействия креативных и технологических стартапов с ведущими корпорациями, на котором во многом и строится экономика знаний.

РСПП системно и с самого начала погружения темы креативных индустрий в повестку развития страны участвует в ее формировании. Председатель ООГО «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности» и комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский, выступивший ведущим дискуссии, напомнил, что первая версия концепции развития креативных индустрий, разработанная комитетом и представленная Минкультуры России, стала базисом, основой, на которой был сформирован итоговый документ, утвержденный Правительством в 2021 году и обновленный совсем недавно по поручениям Президента России. Особо острой темой для сообщества креативных отраслей сегодня является тема специального закона, принятого в первом чтении осенью: «Подобные нормативные акты называют рамочными. Однако этот законопроект имеет нормы прямого действия. Законопроект устанавливает критерии для определения субъектов креативных индустрий, порядок формирования соответствующих реестров».

Диалог бизнеса и государства начался с выступления статс-секретаря — заместителя министра культуры РФ Надежды Преподобной. Замглавы ведомства подробно рассказала о реализации федерального проекта «Придумано в России». Проект направлен на развитие креативных индустрий, который министерство успешно реализует по всей стране с 2022 года. В рамках проекта создаются инклюзивные творческие лаборатории и центры прототипирования, открываются школы креативных индустрий и точки концентрации талантов «Гений места».

«На сегодняшний день в 20 регионах нашей страны на базе высших учебных заведений культуры создано 26 центров прототипирования, где предоставляется возможность на оборудовании центров всем заинтересованным реализовывать свои творческие проекты или производить малые серии товаров», — рассказала Надежда Преподобная.

«Хочу отметить высокую активность со стороны регионов — уже видны конкретные экономические планы и новые направления работы. Например, много идей в сфере кино и декоративно-прикладного искусства. Я уверена, что наши креативные индустрии имеют прекрасные перспективы и для их развития у нас есть все необходимые ресурсы», — резюмировала она.

Взгляд на творчество с точки зрения выгод экономики — главная особенность законопроекта, утверждает первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко: «Пусть значительная часть индустрий находится под опекой Минкульта, тема очевидным образом межведомственная. Именно поэтому нам как авторам очень важно сохранять равноудаленность от всех игроков, заинтересованных в тех или иных поправках». По его словам, 15 февраля документ в очередной раз обсудят на заседании думского комитета, а в конце месяца может состояться второе чтение.

Спор о том, кто в государстве будет отвечать за креативные индустрии — культурное или экономическое ведомство, — не нашел поддержки у участников дискуссии. Андрей Кричевский заметил, что перетягивание одеяла между культурой и экономикой в вопросе креативных индустрий напоминает споры шестидесятых о физиках и лириках: одни считали, что все есть культура, другие — что все есть материя. Единственный выход — в развитии эффективных механизмов частно-государственного партнерства и межведомственного взаимодействия. Его поддержала Татьяна Абанкина, научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ, директор Центра креативной экономики факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, представившая академический взгляд на проблему. Для исследователей креативные индустрии — сегмент гуманитарной экономики, который не сводится исключительно к генерации прибыли: его главный продукт — смыслы и ценности.

Подвел итог обсуждения генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь М. Намаконов: «Если сравнить развитие креативных индустрий с сериалом, то сейчас закончился первый сезон. С принятием закона начнется второй. Возможно, он будет интересным и востребованным сообществом. Но это не факт. Весь вопрос, будут ли достаточно креативны и вдумчивы сценаристы-нормотворцы и главные исполнители этих норм — государственные ведомства».

Фото: пресс-служба РЦИС
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

В РСПП прошел форум «Креативный экспорт: новые горизонты»

<br> Добьется ли наша страна технологического суверенитета и будут ли созданы необходимые для развития креативных индустрий институты или те, кто создает новую, несырьевую экономику, будут по-прежнему воевать за признание российских талантов, деньги и престиж державы на фронтах глобальных рынков поодиночке, — пытались понять участники форума «Креативный экспорт: новые горизонты», который состоялся в РСПП в рамках «Недели российского бизнеса».<br> <br> «Обеспечение совокупного суверенитета — сегодня приоритетная задача, которая поставлена руководством страны и поддерживается бизнесом. Очевидно, что эту задачу невозможно решить без наращивания инвестиций в создание интеллектуальной собственности, без расширения творческой деятельности, в том числе в научно-технической сфере», — постулировал президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, открывая форум. <br> <br> Президент самого крупного бизнес-объединения страны среди острых и необходимых решений назвал единообразное налогообложение для всех видов творческих индустрий, подразумевающее отмену НДС на все типы сделок с правами интеллектуальной собственности, и снижение налога на прибыль для промышленности, приобретающей интеллектуальную собственность, что снимет барьеры во взаимодействии малого и крупного бизнеса. <br> <br> В очередной раз была обозначена потребность во введении принудительной лицензии в сфере авторского права — как исключительной меры, предотвращающей скатывание страны к пиратству. Единая подсудность споров об интеллектуальных правах и их перемещение в арбитражную систему, декриминализация несущественных нарушений также должны оздоровить рынок. А обеспечить его рост и снизить издержки компаний должен бесшовный обмен информацией между органами власти и участниками рынка за счет использования общественно-государственной блокчейн-инфраструктуры РЦИС.РФ, оператором которой выступает Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС). Все это устранит барьеры и станет катализатором взаимодействия креативных и технологических стартапов с ведущими корпорациями, на котором во многом и строится экономика знаний.<br> <br> РСПП системно и с самого начала погружения темы креативных индустрий в повестку развития страны участвует в ее формировании. Председатель ООГО «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности» и комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский, выступивший ведущим дискуссии, напомнил, что первая версия концепции развития креативных индустрий, разработанная комитетом и представленная Минкультуры России, стала базисом, основой, на которой был сформирован итоговый документ, утвержденный Правительством в 2021 году и обновленный совсем недавно по поручениям Президента России. Особо острой темой для сообщества креативных отраслей сегодня является тема специального закона, принятого в первом чтении осенью: «Подобные нормативные акты называют рамочными. Однако этот законопроект имеет нормы прямого действия. Законопроект устанавливает критерии для определения субъектов креативных индустрий, порядок формирования соответствующих реестров».<br> <br> Диалог бизнеса и государства начался с выступления статс-секретаря — заместителя министра культуры РФ Надежды Преподобной. Замглавы ведомства подробно рассказала о реализации федерального проекта «Придумано в России». Проект направлен на развитие креативных индустрий, который министерство успешно реализует по всей стране с 2022 года. В рамках проекта создаются инклюзивные творческие лаборатории и центры прототипирования, открываются школы креативных индустрий и точки концентрации талантов «Гений места».<br> <br> «На сегодняшний день в 20 регионах нашей страны на базе высших учебных заведений культуры создано 26 центров прототипирования, где предоставляется возможность на оборудовании центров всем заинтересованным реализовывать свои творческие проекты или производить малые серии товаров», — рассказала Надежда Преподобная.<br> <br> «Хочу отметить высокую активность со стороны регионов — уже видны конкретные экономические планы и новые направления работы. Например, много идей в сфере кино и декоративно-прикладного искусства. Я уверена, что наши креативные индустрии имеют прекрасные перспективы и для их развития у нас есть все необходимые ресурсы», — резюмировала она.<br> <br> Взгляд на творчество с точки зрения выгод экономики — главная особенность законопроекта, утверждает первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко: «Пусть значительная часть индустрий находится под опекой Минкульта, тема очевидным образом межведомственная. Именно поэтому нам как авторам очень важно сохранять равноудаленность от всех игроков, заинтересованных в тех или иных поправках». По его словам, 15 февраля документ в очередной раз обсудят на заседании думского комитета, а в конце месяца может состояться второе чтение.<br> <br> Спор о том, кто в государстве будет отвечать за креативные индустрии — культурное или экономическое ведомство, — не нашел поддержки у участников дискуссии. Андрей Кричевский заметил, что перетягивание одеяла между культурой и экономикой в вопросе креативных индустрий напоминает споры шестидесятых о физиках и лириках: одни считали, что все есть культура, другие — что все есть материя. Единственный выход — в развитии эффективных механизмов частно-государственного партнерства и межведомственного взаимодействия. Его поддержала Татьяна Абанкина, научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ, директор Центра креативной экономики факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, представившая академический взгляд на проблему. Для исследователей креативные индустрии — сегмент гуманитарной экономики, который не сводится исключительно к генерации прибыли: его главный продукт — смыслы и ценности. <br> <br> Подвел итог обсуждения генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь М. Намаконов: «Если сравнить развитие креативных индустрий с сериалом, то сейчас закончился первый сезон. С принятием закона начнется второй. Возможно, он будет интересным и востребованным сообществом. Но это не факт. Весь вопрос, будут ли достаточно креативны и вдумчивы сценаристы-нормотворцы и главные исполнители этих норм — государственные ведомства». <br> <h6><br> </h6> <h6>Фото: пресс-служба РЦИС</h6>

В РСПП прошел форум «Креативный экспорт: новые горизонты»

В РСПП прошел форум «Креативный экспорт: новые горизонты»

В РСПП прошел форум «Креативный экспорт: новые горизонты»

В РСПП прошел форум «Креативный экспорт: новые горизонты»