8 декабря в клубе Алексея Козлова состоится первый ежегодный GRINФEST — джаз-фанк-афро-блюз фестиваль, посвященный памяти музыканта, композитора и бас-гитариста Романа Гринёва. В фестивале примут участие звезды джазовой и блюзовой сцены. В преддверии события своими воспоминаниями о Романе Гринёве делится один из его участников — Дмитрий Илугдин, известный российский пианист, композитор, основатель Ilugdin Trio.
— Дмитрий, давно вы познакомились с Романом Гринёвым?
— Это было в конце 90-х годов, когда мы вместе учились в эстрадно-джазовом училище на Ордынке. У нас был общий педагог по ансамблю — Валерий Павлович Мелёхин, с которым нас многое связывало. Рома был одним из его любимых учеников. Играл в нашем ансамбле еще гитарист Саша Староверов, который был постоянным другом Ромы уже в то время, Дима Фролов, барабанщик, остальных уже не помню.
— Что вы отметили в нём для себя еще тогда?
— Самобытность Ромы, его собственная стилистическая музыкальная линия чрезвычайно ярко проявилась уже тогда. В студенческое время он был большим поклонником Джако Пасториуса. Даже своим внешним видом копировал его и играл очень близко по стилю к этому музыканту. Но вообще Рома всегда был открыт и лоялен к любому стилю музыки — никогда в жизни не ограничивал себя каким-то одним направлением. В целом, конечно же, он всегда был ближе к джаз-року, фьюжн и блюз-року, несмотря на то, что его студенческое окружение больше училось на ниве традиционного джаза.
— У него был какой-то свой уникальный стиль игры?
— Да, особенно в последнее время. Это, конечно, его своеобразная ритмика. Возможно, он взял какую-то идею, линию, шедшую еще от Пасториуса — такая ритмичная пальцевая игра, — но потом уже в зрелом возрасте он настолько ее развил в свой уникальный стиль, что по манере Рому можно было узнать очень легко. Это же самое ценное, когда у музыканта есть свое лицо. И у Ромы оно было невероятно яркое. Много виртуозных бас-гитаристов. И бас-гитаристов, которые наверно по технике в чем-то превосходили его. Но бас-гитаристов, которые настолько имеют свое лицо, их не так много. Впрочем, как и любых музыкантов — виртуозов много, а личностей — не очень.
— В каких проектах вы играли вместе?
— Самое постоянное сотрудничество было с Феликсом Лахути. Я с Феликсом много играл, а Феликс обожал Рому. Музыку Феликса мы часто играли именно с Ромой. По-моему, мы даже в каких-то альбомах что-то вместе записывали для Феликса. Потом еще Рома и Саша Староверов приглашали меня играть в свою «Станцию Мир», и я играл их музыку. Здесь я впервые увидел Рому как композитора. У него также был проект Fusion Port, который играл много Роминых пьес — это такой высокий образец современной музыки фьюжн. Там проявлялся ярко Ромин бас-гитарный стиль и его гармоническое мышление, которое в этой музыке было очень уместно. Я обожаю его абсолютно хитовую композицию «Карма» — это очень талантливая, хорошая музыка. Москва — очень музыкальный город, где все друг с другом играют. Все в одной тусовке, и мы, конечно же, миллион раз с Ромой пересекались и играли вместе. Потом уже возникла «Олимпиада-80», предвестник Клуба Алексея Козлова, а потом уже и сам Клуб Алексея Козлова.
— Насколько Рома был востребован как музыкант?
— Были разные времена, в том числе, непростые. Но Рома никогда не жаловался. Он никогда не критиковал других и никогда не жаловался на свою жизнь. Рома был всегда предан своему делу — он был настоящим фанатиком в самом лучшем смысле этого слова. Рома очень честно относился вообще к музыке, которую он играл. В этом есть какая-то детская честность и чистота — такая высокая степень самоотдачи. Какую бы Рома музыку ни играл, он очень погружался в нее.
— Что вы имеете в виду под честностью в музыке?
— Бывает такая игра, когда нет ни одного случайного звука. Это такая высокая степень музыкальной осознанности, когда ты очень виртуозно играешь, выдаешь много музыкальной информации, но все оправданно и уместно. Вот эта внутренняя зрелость была в Роме, даже когда он технически был начинающим бас-гитаристом. У него все было с идеей. Любое соло он играл абсолютно драматургично. Он даже аккомпанемент выстраивал таким образом, что там была своя творческая линия. Вот это я называю честностью. Абсолютное погружение в любой жанр музыки — это даже не профессионализм, а просто высокое отношение к своему делу.
— Насколько Рома сумел себя реализовать?
— Потенциал Ромы был огромный. Сложно давать оценки по поводу реализованности. Думаю, играй он сейчас, он сотворил бы еще много всего. Как-то не так давно у нас была с ним совместная работа вместе с Феликсом Лахути и Вартаном Бабаяном на барабанах. Мы играли джазовые стандарты, и я поразился Роме, насколько он здорово стал играть традиционный джаз. Это потрясающе! Он никогда не ассоциировался у меня с этой музыкой, но это было очень здорово — со вкусом и мастерски. Я понял, что Рома никогда не стоял на месте как музыкант, он непрерывно развивался. Мы с ним по много лет могли не играть вместе, но я всегда обращал внимание, что он уже раз — и совсем на другой ступеньке. Рома всегда шел вперед. При этом он всегда нес какую-то свою музыкальную идею — линию, которой был действительно привержен.
В программе фестиваля, условно поделенного на три части — джаз и фьюжн, блюз, фанк и афробит — Мариам Мерабова, Сергей Манукян, Анна Королева, Дмитрий Илугдин, Алексей Круглов и Круглый Band, Алексей Давлетшин, Асия Шакирова, Гия Дзагнидзе, Modern Blues Band, Юрий Новгородский, Backstage Band, Ольга Олейникова, More Reflections, Борис Плотников Band, группы «Станция Мир», Kimbata, UniverSoul Феликса Лахути. «Гвоздем программы» выступят группы Fusion Port и Funk You — проекты Романа Гринёва, где он реализовывал себя в том числе как композитор. Прозвучат его авторские вещи в исполнении коллег, называющих их «классикой русского фьюжн». Начало мероприятия в 19.00.
Роман Гринёв ушел из жизни 3 ноября 2018 года. Концерт благотворительный. Все собранные средства будут переданы маленькому сыну музыканта.