Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП) провела дискуссию серии Creative Global Talks на тему «Пекинский договор: от Рима до Пекина». Эксперты обсудили многолетнюю историю подготовки договора, обозначили ключевые проблемные точки и выслушали аргументы сторонников и противников документа.
По словам заместителя директора отдела управления авторскими правами Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) Димитера Ганчева, Пекинский договор является хорошей основой для управления правами в цифровой среде. Поэтому необходимы организации по управлению правами, которые смогут вести переговоры с цифровыми платформами и отстаивать интересы исполнителей.
Если раньше единственным автором фильма считался продюсер и именно он получал весь доход от проката картины, а актерам в большинстве стран мира в основном приходилось довольствоваться гонораром, то благодаря договору последние смогут рассчитывать еще и на такую традиционную форму монетизации авторского права, как «справедливое вознаграждение», например, на проценты с показов. «Вступление в силу Пекинского договора – знаковый момент для актеров и других исполнителей по всему миру. Впервые за историю им были предоставлены экономические и моральные права на международном уровне. Это станет стимулом к тому, чтобы страны обратили внимание на эту давнюю несправедливость и дали исполнителям возможности для монетизации их творчества», ─ заявил Генеральный секретарь Международной федерации актеров Доминик Лукер, комментируя итоги дискуссии.
Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям расширяет права исполнителей, занятых в съемочном процессе, в частности, в соответствии с документом актеры могут претендовать на авторские отчисления с каждого показа или трансляции фильма. При этом речь идет не только о кинотеатральном прокате и демонстрации по ТВ, но и о показе на стриминговых сервисах. Бурное развитие цифрового рынка аудиовизуальных произведений и стало одним из ключевых мотивов появления Пекинского договора.