В погоне за коммерческим успехом фильма современные режиссеры и сценаристы могут уповать не только на вдохновение и талант, но и на выкладки ученых. По крайней мере, так полагают исследователи Корнеллского университета (США), которым, вероятно, удалось вывести "формулу" коммерчески успешного фильма.
Ученые проанализировали более 6 тысяч картин вместе со сценариями и сопоставили их коммерческими результатами проката и странами, где выходила лента. В результате им удалось определить типовые сюжетные ходы или сюжетные арки, которые могут более или менее подходить для разных бюджетов картин.
Так, самые большие сборы показали фильмы с сюжетной аркой "резкое падение эмоциональной заряженности, потом подъем" ("Крестный отец", "Отступники", "Бегущий по лезвию бритвы"). Фильмы с солидным бюджетом могут осилить арку "непрерывное равномерное движение к падению" ("Ромео и Джульетта"), а для малобюджетных лент может лучше подойти арка "резкий подъем, потом падение" (например, миф об Икаре).
Среди других типов сюжетных арок были выделены "подъем, падение, подъем" (история Золушки) и "падение, подъем, падение" (миф об Эдипе).
Впрочем, исследователи не советуют зацикливаться на предложенных моделях и напоминают, что коммерческий успех может сопутствовать лентам с самой разной комбинацией сюжетных ходов и бюджетов.