Узоры из мелких трещин (кракелюр), покрывающих картины, способствуют сохранности картин, а не их разрушению. К такому выводу пришли химики из Европы и США, которые провели исследования многих возрастных картин итальянских мастеров, в том числе «Мона Лизы» Леонардо да Винчи.
Как пишет журнал
Heritage Science, покрытая кракелюрами живопись остается стабильной, даже если она хранилась в неидеальных условиях. Ранее считалось, что влага, проникающая в трещины, ускоряет разрушение нижних слоев, что приводит к разрушению всей картины. Однако последние исследования показали, что это не так.
Как выяснилось, кракелюры не увеличивает, а уменьшает механическое напряжение внутри полотна. Этот процесс протекает лишь до определенной отметки, после чего новые трещины перестают формироваться. По этой причине подобные дефекты не ускоряют разрушение «Моны Лизы» и других картин, а наоборот, защищают их.
Теперь ученые рассчитывают использовать новое понимание для создания более дешевых систем климат-контроля в музеях и галереях. Сегодня ведущие музеи мира из соображений сохранности картин поддерживают в своих помещениях постоянную температуру в 21 градус Цельсия и влажность в 45-55%.