Как заплатить композитору за просмотры фильма с его музыкой на веб-сайтах или защитить авторские права сценариста? С чьей помощью это можно сделать и на каких юридических основаниях? Этим и другим вопросам был посвящен круглый стол «Повышение эффективности управления правами на аудиовизуальные произведения (кинопродукцию) посредством цифровых инструментов. Опыт России и Африки», организованный Российским центром оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) и Роскино.
Участниками встречи стали представители кинематографии ЮАР и Мозамбика в рамках кинолокационного тура для зарубежных продюсеров, организованного Роскино при поддержке Минкультуры России, Filming Locations in Russia. Опытом управления интеллектуальными правами в Африке поделились: президент киноассоциации Мозамбика Габриэль Сальвадор Мондлане, бывший заместитель министра международного сотрудничества ЮАР, основатель и владелец Moja Media Мариус Франсман, продюсер и композитор Брюс Франсуа Ретиф, продюсер Гарри Хофмейр. О российской IP-практике рассказали заместитель председателя РЦИС Ирина Яковлева, директор департамента по взаимодействию с органами государственной власти, правотворчеству и регуляторной политике РЦИС Алексей Соколов, руководитель нормативно-правового направления РЦИС Никита Согрин, руководитель управления международных связей Российского Авторского Общества (РАО) Иван Задорожный.
Алексей Соколов познакомил гостей с основными направлениями деятельности РЦИС: обеспечение безопасной и стабильной работы блокчейн-инфраструктуры сети РЦИС.РФ, подготовка инициатив по совершенствованию регулирования оборота прав на результаты творческой деятельности, просвещение и, наконец, развитие международного сотрудничества в области интеллектуальной собственности.
Об устройстве российских обществ по коллективному управлению правами (ОКУП) и их роли в монетизации киноконтента рассказал Иван Задорожный. Он пояснил зарубежным гостям, что РАО собирает для композиторов авторское вознаграждение за композиции в составе саундтреков, звучащих при демонстрации фильмов, а Российский союз правообладателей (РСП), в свою очередь, собирает взносы за частное копирование, небольшую долю с любой производимой в нашей стране или ввозимой в Россию техники, на которой можно тиражировать контент. РАО и РСП — узлы общественно-государственной блокчейн-инфраструктуры сети РЦИС.РФ, а значит, все данные об объектах интеллектуальных прав, которыми они располагают, записываются в распределенном реестре и становятся доступны рынку.
Иван Задорожный также поделился опытом создания сервиса SonicScout, который позволяет мониторить аудиовизуальный контент, передаваемый по ТВ или через интернет-вещание. Благодаря этому инструменту правообладатель может легко установить факт использования своего материала, ознакомиться с соответствующей статистикой, оценить объем причитающегося вознаграждения и при необходимости пресечь нарушение.
Представители РЦИС также поделились идеей создания международной специализированной организации по защите прав на аудиовизуальные произведения. По словам Ирины Яковлевой, подобная инициатива вполне укладывается в повестку БРИКС.
Гарри Хофмейр рассказал о ситуации с управлением правами и сбором вознаграждений за использование музыкальных произведений в кино в ЮАР. По его словам, авторское вознаграждение собирается вполне успешно, однако пока что неохваченным остается стриминг. Композиции, звучащие в VoD, невозможно отследить. «Система пытается прочесывать контент, но мы не можем понять, сколько именно зрителей посмотрели тот отрывок видео, в котором играет музыка. Из 24 минут средний пользователь смотрит только семь. Как понять, услышал он охраняемое произведение или нет, должно ли это проигрывание учитываться в статистике? Вот музыкант узнал, что ролик с его музыкой посмотрели 2 млн человек. Какой должен быть его гонорар?» — посетовал участник круглого стола.
На рынке ЮАР в основном действуют международные гиганты Netflix, Amazon, Sony, Hulu. Однако есть и национальная стриминговая платформа Showmax, которая выигрывает за счет публикации локального контента, прежде всего сериальной продукции. Люди с удовольствием смотрят там сериалы, которые пропустили по ТВ.
Между тем российский контент (а в ЮАР завезли более 250 часов российских фильмов и сериалов) пока не нашел пути к сердцу африканского зрителя. Гарри Хофмейр считает, что, для того, чтобы исправить эту ситуацию, необходимо больше знакомить африканцев с общим контекстом русской культуры, русского подхода к повествованию.
Вопрос вознаграждения для композиторов и исполнителей важен, потому что аудитория стримингов постоянно растет и скоро достигнет 22 млн зрителей, а объем рынка в ЮАР достигает 500 млн рэнд, то есть примерно 2,5 млрд рублей. Авторы киномузыки вполне могли бы рассчитывать на свой кусок пирога.
По словам Мариуса Франсмана, ЮАР стоит особняком в ряду прочих африканских стран, так как там работает сильный регулятор в сфере интеллектуального права. Но, несмотря на это, многие артисты практически не получают вознаграждения. Как правило, для того чтобы получить деньги, необходимо зарегистрироваться в качестве артиста, исполнителя. Однако в Уганде, например, вообще не предусмотрено такой возможности. «Меня очень интересуют возможности использования блокчейна, в том числе потому, что эта технология связана с гарантиями достоверности и прозрачности, что крайне важно при администрировании авторских отчислений», — отметил гость РЦИС.
В ответ представители РЦИС подробно рассказали о российских сервисах на базе блокчейн-инфраструктуры сети РЦИС.РФ, позволяющих разным игрокам рынка — авторам, ОКУПам, медиакомпаниям — декларировать права на продукт в цифровой среде, фиксировать объем использования, пресекать нарушения. Среди таких продуктов: программное решение Hypergraph Film, сервис Antipiracy, Fonmix Monitoring и другие.
Африканских представителей киноиндустрии также интересовало, может ли инфраструктура сети РЦИС.РФ укрепить позиции художника, артиста, творца, часто выступающего слабой стороной сделок, а то и вовсе подвергающегося откровенной эксплуатации. В России эту задачу успешно решает сервис биржи интеллектуальной собственности IPEХ, позволяя креативным предпринимателям самостоятельно управлять правами на контент и устраняя из процедуры сделки дорогостоящих посредников-юристов.
Мариус Франсман был очень воодушевлен возможностями, которые предоставляет сеть РЦИС.РФ. По его словам, подобная система могла бы быть вполне успешно интегрирована на африканском рынке. Гарри Хофмейр отметил, что ЮАР надо еще раз точно проанализировать свои потребности, понять, какой именно сервис необходим, и тогда переходить к тому или иному роду сотрудничества с РЦИС. Представитель Мозамбика Габриэль Сальвадор Мондлане признался, что для его страны цифровые решения пока не столь актуальны: индустрия не так сильно развита.
В завершение встречи по обмену опытом Гарри Хофмейр заметил, что большинство африканских стран сталкиваются со схожими проблемами в вопросах управления интеллектуальными правами на аудиовизуальные произведения. Именно поэтому для них оптимальным решением могла бы стать франчайзинговая модель.