Президент и совладелец международного агрегатора аукционов Bidspirit в интервью RBG подробно рассказал о потенциале развития арт-рынка в российских регионах и основных трендах аукционного рынка.
По словам главы Bidspirit сезон-2023/2024 стал самым успешным за все 13 лет существования площадки в России. «На самом деле каждый новый сезон, как правило, оказывается более успешным, чем предыдущий. Это закономерность хорошего бизнеса, который стремится к росту. Каждый месяц на платформе Bidspirit появляются минимум две новые площадки, которые подписывают соглашение о проведении аукционов. Это могут быть галереи, магазины или аукционные дома. Статистика колеблется, но в целом процесс движется вперед», – сказал Александр Киселевский.
Говоря о сложностях работы на российском рынке, Александр Киселевский отметил, что сегодня на Bidspirit приходится около 95% онлайн-торгов российским искусством. «Без ложной скромности могу сказать, что Bidspirit фактически и создал аукционный рынок в России. Когда после успешного запуска в Израиле Bidspirit пришел в Россию 13 лет назад, в стране не было рынка онлайн-торгов», – сказал эксперт.
Александр Киселевский отметил, что Bidspirit всегда был своеобразным связующим звеном между западным и отечественным рынками. «Ситуация сейчас непростая, и в современных реалиях главное – уметь находить компромиссы. Как я уже упоминал, несмотря на то, что сегодня нет российских торгов, предметы искусства из России появляются на аукционах. И по-прежнему западные аукционисты заинтересованы в том, чтобы российские покупатели так или иначе участвовали в торгах. Удобнее всего это делать через Bidspirit. Точно так же и западные покупатели ищут возможности участвовать в российских аукционах. И мы даем такую возможность. Так что по нашему «мосту» идет двустороннее движение», – сказал он.
По словам эксперта, сегодня на Bidspirit работает около 220 площадок. Из них только 40 – это аукционные дома, то есть организации, которые существуют исключительно за счет проведения аукционов и более ничем не занимаются. Остальные – это галереи, антикварные магазины и салоны, кураторские группы.
Говоря о развитии российского арт-рынка в целом, Александр Киселевский отметил, что Москва и Санкт-Петербург в этом процессе будут играть первую скрипку. «В столице самая высокая покупательная способность. Около 70% наших покупателей – из Москвы, 20% – из Петербурга, и лишь 10% приходится на регионы. Но… если мы посмотрим на географию Bidspirit – зайдем в список аукционных домов, галерей и сделаем фильтрацию по городам, – то мы увидим совершенно фантастическую, на мой взгляд, картину: от Москвы до самых до окраин – аукционы в Перми, Тюмени, Астрахани, Владивостоке. Это то, о чем раньше мы могли только мечтать», – сказал Киселевский.
Говоря о планах развития Bidspirit, Александр Киселевский отметил, что площадка расширяет свое влияние, продвигаясь из Европы в Азию. «Например, индийский аукционный рынок демонстрирует активное развитие. Мы возлагаем большие надежды на китайский рынок. (…) Разумеется, экспансия будет продолжаться по всему миру, в том числе и в Европе, где мы конкурируем с другими международными агрегаторами. Не секрет, что сегодня конкуренция в нашей сфере – это в первую очередь борьба технологий. И у Bidspirit есть технологичное ноу-хау, которое дает нам ощутимое преимущество. Это технология мультиклеркинга, которая позволяет на одном экране одного компьютера синхронизировать все известные аукционные агрегаторы во время аукционных торгов. Это значительно экономит человеческие ресурсы и аукционные дома, которые проводят аукционы на нескольких мировых платформах, используют всего одного сотрудника для синхронизации торгов таких платформ; один человек может управлять всеми аукционными ставками, всем процессом», – сказал эксперт.
Говоря о стратегии развития на российском рынке, Александр Киселевский отметил, что Bidspirit продолжит развивать аукционную деятельность в регионах. «Будем привлекать все больше организаций, которые имеют коллекционный товар для участия в торгах. И, конечно, развитие Bidspirit в России, как и во всем мире, не только географическое, но и технологическое, поэтому будем развивать все новые сервисы для российских пользователей нашей платформы», – сказал Александр Киселевский.
Фото: предоставлено Александром Киселевским