24 июня на Красной площади состоялся Парад Победы — ровно через 75 лет после исторического парада в честь победы над фашистской Германией. О том Параде победителей снят знаменитый документальный фильм, определивший стиль игрового кино на ближайшие несколько лет. Тогда на экраны выходили эффектные, красивые, помпезные картины о борьбе за справедливость и торжестве добра над злом. Главный редактор и редакционный директор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева изучила историю послевоенного кинематографа и легендарные фильмы, которые достались нам в наследство от Великой Победы.
Культурное наследие первых послевоенных лет составляют не только художественные фильмы. Героически снятую документальную хронику использовали режиссеры 40–50-х и все последующие поколения кинематографистов. Наряду с фильмами послевоенных лет эти кадры и сегодня реалистично демонстрируют нам подвиги каждого солдата и целого народа.
После войны советскому кинематографу, как и всем культурным индустриям нашей страны, требовалось время на реабилитацию. Позади была эвакуация «Ленфильма» и «Мосфильма» в Среднюю Азию, где две главные студии-конкуренты впервые за всю историю создавали кино вместе. Рефреном двух эпох — военной и послевоенной — стал «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, съемки которого были прерваны в Москве началом войны и продолжились в Алма-Ате. Первая часть фильма благополучно вышла на экраны в начале 1945 года. Премьера состоялась в кинотеатре «Ударник». Фильм был восторженно встречен советской интеллигенцией и удостоился Сталинской премии. Вторая часть картины была резко раскритикована Сталиным, отправлена на доработку и увидела свет лишь в 1958 году, уже после смерти режиссера.
В послевоенные годы кинематограф СССР, выпуская минимальное количество фильмов, затаился как благородный зверь перед исполинским прыжком, полагает Мария Лемешева. «Перед тем как стать одной из ведущих и высокодоходных мировых индустрий, советское кино пережило непростой этап, который исследователи назвали неологизмом „малокартинье“. Это было трудное, но уникальное время: советские люди соскучились по искусству и наполняли кинотеатры, где смотрели отечественные картины, многие из которых стали классикой, а также так называемые трофейные фильмы, вывезенные из немецких архивов солдатами-победителями. Этот период в истории нашего кино сформировал жанр, в котором и по сей день снимаются военные фильмы. Он задал тон для всей индустрии на многие годы и выработал особый киноязык, где сочетаются мотивы подлинного героизма и обостренного чувства справедливости, душевной драмы и тонкого юмора».
В 1945 году, как и в 2020-м, Парад Победы проходил 24 июня. Видеосъемку торжественного события вели более 100 операторов. Некоторые из них использовали привезенную из Берлина немецкую цветную пленку, поэтому версии документального фильма о грандиозном событии были выпущены в двух цветовых вариантах — цветном и черно-белом. После торжественной премьеры в Кремле фильм долгое время транслировали во всех кинотеатрах страны. К сожалению, часть отснятого материала оказалась бракованной из-за дождя. Знаменитый эпизод с бросанием на землю советскими солдатами фашистских знамен — импровизация, которая изначально не была запланирована в сценарии парада.
На следующий год безусловным хитом кинозалов стала комедия Семена Тимошенко «Небесный тихоход», снятая в 1945 году на «Ленфильме». Картина запомнилась зрителям блистательной игрой актера Николая Крючкова — его улыбчивое лицо идеально подходило для собирательного образа советского воина, победившего фашизм. Также эту картину и сегодня хорошо помнят поклонники Фаины Раневской: актриса исполнила роль профессора военной медицины. Особого внимания заслуживает музыкальное наполнение картины: песни «Первым делом — самолеты» и «Пора в путь-дорогу» давно стали классикой.
Однако людям хотелось видеть на экране не только подвиги советских солдат, но и далекие от реальности сказки, позволяющие забыть об ужасах войны хотя бы на время. Такую историю подарили режиссеры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро, снявшие кинокартину «Золушка». Через 20 дней после взятия Рейхстага худсовет «Ленфильма» принял сценарий главного советского сказочника Евгения Шварца без единого исправления. На главную роль была приглашена 37-летняя актриса Янина Жеймо. Фильм вышел в прокат только в 1947 году, преодолев цензурные барьеры. Ради повышения доходов от кинопоказов советскому зрителю широко демонстрировались трофейные фильмы, захваченные Красной Армией в Рейхсфильмархиве. Как правило, это были американские, французские, английские, итальянские, австрийские, чехословацкие и, безусловно, немецкие картины. Таким образом, наши соотечественники узнали о популярном до сих пор персонаже Зорро (в советском прокате фильм шел под названием «Таинственный знак»), о Робине Гуде, а также оценили, как выглядят на экране полюбившиеся мушкетеры Александра Дюма.
Конечно, эстетика и проблематика фильмов послевоенного времени имеет мало общего с современным российским кинематографом. Однако это не мешает многим поколениям проявлять живой интерес к особенностям киноискусства той эпохи. Фильмы первых послевоенных лет помогли миллионам людей пережить самое страшное время в советской и мировой истории, вдохновили на возрождение истерзанной войной страны, новые достижения в науке, искусстве, спорте. Из этой «шинели» вышло советское кино как особое культурное явление.