Non/fiction в Гостином дворе: литература как сфера экономики

Литература

Non/fiction в Гостином дворе: литература как сфера экономики

13 Апреля 2023, 22:18
C 6 по 9 апреля в Москве в 25-й раз проходила ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction (non/fictioNвесна).

Юбилейная дата не принесла Non/fiction ожидаемых реверансов. Для либеральных поклонников выставка превратилась в тризну по запрещенным и канувшим в Лету книгам с ЛГБТ-пропагандой и изданиям авторов-иноагентов. Для патриотической общественности ярмарка в очередной раз показала, что, по меткому выражению Юрия Полякова, «скрипа поворачивающихся звезд и орлов на кремлевских башнях под ветрами эпохи» незаметно.

И хотя в первый день работы выставки со стенда «Альпины», как говорят, организаторы попросили убрать книги иноагента Михаила Зыгаря, а на доске объявлений в Гостином дворе появилось рукописное объявление о внезапной и внепрограммной презентации книги Семена Уралова «Украинская трагедия. Технологии сведения с ума», происходящее на выставке говорило об одном — литература, как и искусство, остается прежде всего сферой экономики.

Участников стало меньше даже по сравнению с зимней ярмаркой. Выдержать четыре крупные выставки — раздвоившийся Non/fiction, Московскую международную книжную ярмарку и фестиваль «Красная площадь» издательства просто не в состоянии.

Не хватало некоторых московских издательств, которые присутствовали на декабрьской выставке, и ряда любимых посетителями петербургских издательств. В Санкт-Петербурге много замечательных компаний, выпускающих интеллектуальную литературу, до Москвы доходят далеко не все их книги, а те, что доходят, подчас быстро раскупаются. И издательства из регионов — а ведь в провинции много «жемчужин» с качественными издательскими проектами — на весенней Non/fiction тоже были представлены в предельно ограниченном количестве.

Зато книжная ярмарка заполнилась не совсем обычными разделами: «Дизайн», «Архитектура», «Кино». Куда уже без научного искусства — в проходах между кабинками теснились произведения Science Art, выполненные выпускниками Сколтеха. На экранах мелькали зеленые цифры — так, видимо, по их мнению, выглядит «научное искусство». Ну и, конечно, был представлен Сбер — в данном случае образовательная платформа Edutoria, которые продавала курсы и призывала интересующихся «монетизировать свою экспертизу», что бы это ни значило. Официальным партнером выставки стало Агентство креативных индустрий, подведомственное Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы. На своем стенде оно представило московские издательства и выступило организатором дискуссии «Книги, в которые играем. Взаимосвязь литературы и видеоигровой индустрии». В пресс-релизе было обещано, что эксперты обсудят «связь видеоигр и литературы, найдут точки соприкосновения и попробуют объяснить, как это работает и к каким результатам приводит в России и в мире». Под результатами имелись в виду доходы компаний, производящих видеоигры. Это, конечно, замечательно, но гораздо важнее, чтобы у России, наконец, появилась имеющая хоть какую-то ценность современная литература.

Отдавая дань скучному и неденежному патриотизму, организаторы начали работу Non/fiction с дискуссии с некреативным названием «Российский культурный суверенитет в подростковой литературе». Среди участников был гендиректор издательства «Детская литература» Олег Морозов, директор Российской государственной библиотеки для молодежи Ирина Михнова и писатель, драматург, киносценарист и общественный деятель Юрий Поляков. Участники обсуждения констатировали, что в стране существует дефицит литературной инфраструктуры, и обратились к Юрию Полякову, в свое время возглавлявшему Общественный совет при Минкультуры, чтобы узнать его мнение по традиционным вопросам: кто виноват и что делать?

По словам писателя, до совсем недавнего времени государство уделяло большое внимание поддержке литературы, но литературы антироссийской и антигосударственной.
— Это продолжалось 30 лет. И даже сейчас по выделению грантов это можно увидеть. Достаточно посмотреть на сайте Министерства образования список писателей, рекомендованных для чтения в старшем классе. Там будут и иноагенты, и давние эмигранты, и авторы, которые еще задолго до Крымской весны поливали нас грязью. А ведь во времена моего детства и юности хорошая детская литература буквально навязывалась. Вот выходит хорошая книга Машкина «Синее море, белый пароход», она сразу появляется в списке рекомендованных для чтения в школе. Так что намерение у государства заниматься литературой, может быть, и есть, но пока скрипа поворачивающихся звезд и орлов на кремлевских башнях под ветрами эпохи я не замечаю.

«Культура» задала вопрос писателю: связано ли отсутствие хорошей детской и подростковой литературы и то, что Дарья Трепова, которая обвиняется в осуществлении теракта, так легко на него пошла?

— Я думаю, что это связано. Потому что проблема, которая была одной из главных в детском искусстве — и литературе, и кино, и театре — это моральная ответственность за свой поступок, ориентация на нравственность, на добро. Это все ушло, и поступки превратились в своего рода экшн, игру. Когда можно это отмотать назад или все это происходит в каком-то астрале? Непонятно: это действуешь ты или твой электронный двойник. И я даже думаю, что Трепова, воспитанная на отсутствии настоящей детской и юношеской литературы, она даже не понимала, что делает. Ей это казалось какой-то игрой, когда в любой момент можно сказать: а это не считается. Основная установка развлекательной детской, юношеской культуры о том, что это все как бы не на самом деле. Жизнь — это игра, все поправимо, а детская литература в первую очередь должна быть ориентирована на воспитание, — ответил Юрий Поляков.
По мнению собеседника, во время дискуссии были высказаны интересные предложения, например о создании центра детской книги, который бы ставил знак качества на действительно хороших юношеских книгах.

Возвращаясь к выставке, «Культуре» удалось выловить профессионального читателя интеллектуальной литературы, шеф-редактора делового журнала Анастасию Саломееву, которая поделилась своим мнением о весенней ярмарке.

— Хожу на Non/fiction с 1999 года и стараюсь не пропускать эту выставку. В течение 20 лет Non/fiction была для меня долгожданным книжным событием (книги — моя любовь), знаменующим начало зимы. Переход ярмарки на осенне-весенний формат очень обрадовал, считаю, что чем больше будет книжных выставок-ярмарок в Москве, тем лучше. Для меня Non/fiction — это прекрасная возможность купить новинки в первую очередь нехудожественной литературы по интересующим меня направлениям (филология, история, религиоведение, философия, культурология, мемуары, эпистолярный жанр и др.) и «отловить» уже давно вышедшие книги, которые я по каким-то причинам пропустила, а в московских книжных их уже не найти. Мне нравится покупать книги непосредственно у издательств, и дело не столько в более низкой цене (хотя и это, конечно, приятно), сколько в том, что таким образом, как мне кажется, я могу лично поддержать тех, кто делает умные и хорошие книги. А еще Non/fiction — это особая атмосфера, здесь собираются люди, объединенные общими интересами и страстью к книгам, находиться в этой атмосфере одно удовольствие! Все это случилось и в этот раз, — рассказала она.

Так выглядит улов интеллектуала на нынешней Non/fiction:

— Полный текст воспоминаний Д.В. Философова издательства «Пушкинский Дом»;
— сборник «Империя Каролингов. Между двором и монастырем. VIII–IX века. Источники» издательства «Евразия»;
— две книги издательства «Алетейя» — выполненный по изданию французского историка П. Париса русский перевод романа «Ланселот Озерный» и монография Р. Кауркина и О. Павловой «Единоверие в России от зарождения идеи до начала ХХ века»;
— пятый том собрания сочинений М.Л. Гаспарова и исследование П. Носачева «Отреченное знание. Изучение маргинальной религиозности в XX и начале XXI века» издательства НЛО;
— впервые опубликованная драма П.Д. Боборыкина «Скорбная братия» издательства «Дело» РАНХиГС;
— монографии С.А. Кибальника «Тайнопись русских писателей: от Пушкина до Набокова» ИД «Петрополис».
Анастасия отметила высокие цены на книги — но это с Non/fiction никак не связано. Как бы то ни было, собеседница считает: «Ничего не поделать, книги — это воздух, мы все равно будем их покупать».

Елена Сердечнова

Фото: Pixabay
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Non/fiction в Гостином дворе: литература как сфера экономики

<br> Юбилейная дата не принесла Non/fiction ожидаемых реверансов. Для либеральных поклонников выставка превратилась в тризну по запрещенным и канувшим в Лету книгам с ЛГБТ-пропагандой и изданиям авторов-иноагентов. Для патриотической общественности ярмарка в очередной раз показала, что, по меткому выражению Юрия Полякова, «скрипа поворачивающихся звезд и орлов на кремлевских башнях под ветрами эпохи» незаметно.<br> <br> И хотя в первый день работы выставки со стенда «Альпины», как говорят, организаторы попросили убрать книги иноагента Михаила Зыгаря, а на доске объявлений в Гостином дворе появилось рукописное объявление о внезапной и внепрограммной презентации книги Семена Уралова «Украинская трагедия. Технологии сведения с ума», происходящее на выставке говорило об одном — литература, как и искусство, остается прежде всего сферой экономики.<br> <br> Участников стало меньше даже по сравнению с зимней ярмаркой. Выдержать четыре крупные выставки — раздвоившийся Non/fiction, Московскую международную книжную ярмарку и фестиваль «Красная площадь» издательства просто не в состоянии.<br> <br> Не хватало некоторых московских издательств, которые присутствовали на декабрьской выставке, и ряда любимых посетителями петербургских издательств. В Санкт-Петербурге много замечательных компаний, выпускающих интеллектуальную литературу, до Москвы доходят далеко не все их книги, а те, что доходят, подчас быстро раскупаются. И издательства из регионов — а ведь в провинции много «жемчужин» с качественными издательскими проектами — на весенней Non/fiction тоже были представлены в предельно ограниченном количестве.<br> <br> Зато книжная ярмарка заполнилась не совсем обычными разделами: «Дизайн», «Архитектура», «Кино». Куда уже без научного искусства — в проходах между кабинками теснились произведения Science Art, выполненные выпускниками Сколтеха. На экранах мелькали зеленые цифры — так, видимо, по их мнению, выглядит «научное искусство». Ну и, конечно, был представлен Сбер — в данном случае образовательная платформа Edutoria, которые продавала курсы и призывала интересующихся «монетизировать свою экспертизу», что бы это ни значило. Официальным партнером выставки стало Агентство креативных индустрий, подведомственное Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы. На своем стенде оно представило московские издательства и выступило организатором дискуссии «Книги, в которые играем. Взаимосвязь литературы и видеоигровой индустрии». В пресс-релизе было обещано, что эксперты обсудят «связь видеоигр и литературы, найдут точки соприкосновения и попробуют объяснить, как это работает и к каким результатам приводит в России и в мире». Под результатами имелись в виду доходы компаний, производящих видеоигры. Это, конечно, замечательно, но гораздо важнее, чтобы у России, наконец, появилась имеющая хоть какую-то ценность современная литература.<br> <br> Отдавая дань скучному и неденежному патриотизму, организаторы начали работу Non/fiction с дискуссии с некреативным названием «Российский культурный суверенитет в подростковой литературе». Среди участников был гендиректор издательства «Детская литература» Олег Морозов, директор Российской государственной библиотеки для молодежи Ирина Михнова и писатель, драматург, киносценарист и общественный деятель Юрий Поляков. Участники обсуждения констатировали, что в стране существует дефицит литературной инфраструктуры, и обратились к Юрию Полякову, в свое время возглавлявшему Общественный совет при Минкультуры, чтобы узнать его мнение по традиционным вопросам: кто виноват и что делать?<br> <br> По словам писателя, до совсем недавнего времени государство уделяло большое внимание поддержке литературы, но литературы антироссийской и антигосударственной.<br> — Это продолжалось 30 лет. И даже сейчас по выделению грантов это можно увидеть. Достаточно посмотреть на сайте Министерства образования список писателей, рекомендованных для чтения в старшем классе. Там будут и иноагенты, и давние эмигранты, и авторы, которые еще задолго до Крымской весны поливали нас грязью. А ведь во времена моего детства и юности хорошая детская литература буквально навязывалась. Вот выходит хорошая книга Машкина «Синее море, белый пароход», она сразу появляется в списке рекомендованных для чтения в школе. Так что намерение у государства заниматься литературой, может быть, и есть, но пока скрипа поворачивающихся звезд и орлов на кремлевских башнях под ветрами эпохи я не замечаю.<br> <br> «Культура» задала вопрос писателю: связано ли отсутствие хорошей детской и подростковой литературы и то, что Дарья Трепова, которая обвиняется в осуществлении теракта, так легко на него пошла?<br> <br> — Я думаю, что это связано. Потому что проблема, которая была одной из главных в детском искусстве — и литературе, и кино, и театре — это моральная ответственность за свой поступок, ориентация на нравственность, на добро. Это все ушло, и поступки превратились в своего рода экшн, игру. Когда можно это отмотать назад или все это происходит в каком-то астрале? Непонятно: это действуешь ты или твой электронный двойник. И я даже думаю, что Трепова, воспитанная на отсутствии настоящей детской и юношеской литературы, она даже не понимала, что делает. Ей это казалось какой-то игрой, когда в любой момент можно сказать: а это не считается. Основная установка развлекательной детской, юношеской культуры о том, что это все как бы не на самом деле. Жизнь — это игра, все поправимо, а детская литература в первую очередь должна быть ориентирована на воспитание, — ответил Юрий Поляков.<br> По мнению собеседника, во время дискуссии были высказаны интересные предложения, например о создании центра детской книги, который бы ставил знак качества на действительно хороших юношеских книгах.<br> <br> Возвращаясь к выставке, «Культуре» удалось выловить профессионального читателя интеллектуальной литературы, шеф-редактора делового журнала Анастасию Саломееву, которая поделилась своим мнением о весенней ярмарке.<br> <br> — Хожу на Non/fiction с 1999 года и стараюсь не пропускать эту выставку. В течение 20 лет Non/fiction была для меня долгожданным книжным событием (книги — моя любовь), знаменующим начало зимы. Переход ярмарки на осенне-весенний формат очень обрадовал, считаю, что чем больше будет книжных выставок-ярмарок в Москве, тем лучше. Для меня Non/fiction — это прекрасная возможность купить новинки в первую очередь нехудожественной литературы по интересующим меня направлениям (филология, история, религиоведение, философия, культурология, мемуары, эпистолярный жанр и др.) и «отловить» уже давно вышедшие книги, которые я по каким-то причинам пропустила, а в московских книжных их уже не найти. Мне нравится покупать книги непосредственно у издательств, и дело не столько в более низкой цене (хотя и это, конечно, приятно), сколько в том, что таким образом, как мне кажется, я могу лично поддержать тех, кто делает умные и хорошие книги. А еще Non/fiction — это особая атмосфера, здесь собираются люди, объединенные общими интересами и страстью к книгам, находиться в этой атмосфере одно удовольствие! Все это случилось и в этот раз, — рассказала она.<br> <br> Так выглядит улов интеллектуала на нынешней Non/fiction:<br> <br> — Полный текст воспоминаний Д.В. Философова издательства «Пушкинский Дом»;<br> — сборник «Империя Каролингов. Между двором и монастырем. VIII–IX века. Источники» издательства «Евразия»;<br> — две книги издательства «Алетейя» — выполненный по изданию французского историка П. Париса русский перевод романа «Ланселот Озерный» и монография Р. Кауркина и О. Павловой «Единоверие в России от зарождения идеи до начала ХХ века»;<br> — пятый том собрания сочинений М.Л. Гаспарова и исследование П. Носачева «Отреченное знание. Изучение маргинальной религиозности в XX и начале XXI века» издательства НЛО;<br> — впервые опубликованная драма П.Д. Боборыкина «Скорбная братия» издательства «Дело» РАНХиГС;<br> — монографии С.А. Кибальника «Тайнопись русских писателей: от Пушкина до Набокова» ИД «Петрополис».<br> Анастасия отметила высокие цены на книги — но это с Non/fiction никак не связано. Как бы то ни было, собеседница считает: «Ничего не поделать, книги — это воздух, мы все равно будем их покупать». <br> <br> <b>Елена Сердечнова</b><br> <b> </b> <h6><br> </h6> <h6>Фото: Pixabay</h6>

Non/fiction в Гостином дворе: литература как сфера экономики

Non/fiction в Гостином дворе: литература как сфера экономики

Non/fiction в Гостином дворе: литература как сфера экономики

Non/fiction в Гостином дворе: литература как сфера экономики