Аналетический центр НАФИ и корпорация Google провели исследование о роли цифровых платформ в российском креативном предпринимательстве. Поддержку оказали Федерация интеллектуальной собственности и Федерация креативных индустрий.
Эксперты провели опрос 3000 представителей творческих профессий, 1008 креативных предпринимателей и топ-менеджеров креативных компаний, провели 12 фокус-групп и взяли 13 глубинных интервью у экспертов в области цифровизации. Главной целью было выяснить, насколько цифровые платформы востребованы у бизнеса, в том числе творческого, как сказалась пандемия на работе платформ, какие формы государственной поддержки необходимы бизнесу, работающему с платформами, а также какова роль платформ в развитии экспортного потенциала.
Оказалось, что в рост цифровых платформ соответствует тенденциям перехода современного общества от иерархической организации к горизонтально-сетевой, а также «опрокидыванию шкалы ценностей» — переход от материальных продуктов к интеллектуальной деятельности.
«Для креативных индустрий платформы — естественный инструмент существования. Именно платформы отвечают и на вызов горизонтально-сетевой организации, и на рост ценности результатов творчества. Платформы позволяют делать самое важное: создавать новые творческие результаты, использовать их как часть продукта и, главное, доводить этот продукт до потребителя», — рассказал президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев.
Цифровые платформы помогают бизнесу расширить свою аудиторию, вовлечь новых клиентов, упростить экспорт креативной продукции, защитить интеллектуальной собственности и найти эффективные логистические решения. 82% представителей малого и среднего бизнеса высоко ценят онлайн-платформы за гибкость, многофункциональность и обратную связь с потребителем.
Использование цифровых платформ помогло выжить многим компаниям в пандемию благодяря полученной онлайн выручке. Использование цифровых платформ приносит креативным компаниям в среднем 27% выручки. Каждый третий опрошенный заявил, что доля от использования платформ в выручке составляет 35%.
Сходные тенденции можно зафиксировать и в мировом масштабе. Так, по данным SMB Group, рост доходности компаний, вложившихся в цифровую трансформацию, составляет 18%.
Больше половины респондентов (69%) осуществляют экспорт своей продукции через платформы. Согласно оценкам креативных предпринимателей, в первый год выхода на международные платформы выручка увеличивается на 40%, а в первые пять лет — на 80%.
«Ключевые регионы — потребители российского интеллектуального продукта: страны СНГ (на него приходится 71% от общего экспорта), ЕС (51%), а также страны Северной Америки (21%). Что касается контента, по данным Google, 60% времени просмотра российских роликов приходится на зарубежных зрителей», — говорится в докладе авторов исследования.
Точкой изменений для креативных предпринимателей стала пандемия. 76% опрошенных испытывали трудности, 50% отметили снижение выручки. При этом те креативные предприниматели, кто использовал цифровые платформы, меньше пострадали от последствий локдаунов. Среди компаний, где выручка от работы в онлайне составляет более 70%, наблюдался рост спроса на продукты и услуги бизнеса, рост доходов компании, увеличение штата сотрудников и повышение оплаты их труда.
«Платформенная экономика постепенно выходит из состояния „Дикого Запада“. Прежде всего, это означает понимание платформами своей роли в качестве ассистента для решения бизнес-задач участников рынков. Одновременно платформы двигаются к осознанию необходимости в значительной степени быть проводниками государственной политики, ведь государство является гарантом соблюдения законных интересов всех участников социума. Поиск золотой пропорции в работе платформ зачастую весьма тернист и требует конструктивной мотивации от всех сторон», — заявил председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский.
Фото: Агентство комплексных коммуникационных решений «Prophet»