На «Москва Фест» обсудили, как интеллектуальное право позволяет дизайнерам зарабатывать

Креативные индустрии

На «Москва Фест» обсудили, как интеллектуальное право позволяет дизайнерам зарабатывать

17 Июля 2023, 15:02
Обсуждение прошло в рамках «Российской креативной недели».

В каких правовых режимах можно охранять дизайн? Где кончается интерпретация и начинается заимствование? Как обезопасить себя, работая с нанятыми специалистами или вступая в творческие коллаборации? Эти вопросы эксперты обсудили на сессии «Мое творчество — мое богатство: как защитить и монетизировать свой дизайн».

Дизайн стоит особняком в мире интеллектуального права, отметила директор Научно-образовательного центра Digital IP и модератор дискуссии Екатерина Чуковская: «Это наиболее вариативная сфера с точки зрения правовой охраны. Дизайн может охраняться как авторским, так и патентным правом, а в последние годы — даже в качестве объемного товарного знака. К тому же в сфере дизайна у авторов появляются дополнительные права, которых нет у писателей, композиторов, даже художников. Именно авторам дизайнерских, архитектурных, ландшафтных проектов дано право на их реализацию. Охраняется и то, что пока на бумаге, и то, как это будет воплощаться в жизнь. В этом смысле дизайн — любимчик интеллектуального права».

Тем не менее пока что даже профильный бизнес едва ли представляет себе все многообразие способов охраны и защиты дизайна. Арт-директор Петродворцового часового завода «Ракета» Евгения Малева рассказала, что появление на рынке подделок поставило предприятие в тупик. «Мы зарегистрировали товарные знаки в России и в других странах. Сейчас мы понимаем, что это так же важно, как продление доменного имени сайта. Но есть и другие ценности, которыми мы располагаем и которые нам хотелось бы защитить. Так, однажды мы обнаружили в продаже часы с таким же дизайном циферблата, как у нашей продукции. Не просто на eBay или на Avito, а прямо в торговом центре!» — посетовала она.

По словам Евгении Малевой, вопрос с магазином удалось решить в досудебном порядке, однако в целом эта задача оказалось непростой для юристов предприятия. Конечно, точно воспроизвести дизайн «Ракеты» под силу разве что Rolex, но от этого подделка не перестает быть подделкой: она паразитирует на чужой интеллектуальной собственности и вводит в заблуждение потребителя.

Главный дизайнер студии NasonovDesignWerke, преподаватель РГХПУ им. С.Г. Строганова, РАНХиГС и Британской высшей школы дизайна Илья Насонов в свою очередь отметил, что, с точки зрения автора, вопрос о границах плагиата совсем не так тривиален: «Художники учатся, копируя чужие работы. Здесь ничего не изменилось с эпохи Возрождения. Поэтому, когда речь идет о проектировании материального предмета или плоскостного изображения, достаточно открыть методичку Роспатента, где рассказывается, что значит „до степени смешения“. Как только дело касается проектирования интерьера и архитектуры — там черт ногу сломит. Ведь каждая деталь — это элемент композиции. Почему эскизы похожи? Да это правила композиции и колористики!»

Он подчеркнул, что похожие работы у дизайнеров могут получиться просто потому, что они схожим образом решали художественные задачи, поставленные в одном техническом задании. «Богатство дизайнера — это умение интерпретировать чужие работы, но делать это оригинально, а не копировать чужие эскизы. Последнее просто унизительно», — отметил он.

По словам Ильи Насонова, дизайнерам было бы полезно взаимодействовать с юристами и друг с другом в рамках профессиональных ассоциаций, в том числе разрабатывая удобные инструменты депонирования, каталогизации, защиты работ. Это позволило бы избежать множества неприятных казусов вроде ситуации, когда художественные вузы не получают должным образам оформленные права на работы студентов и в итоге не могут их использовать.
Если автору вопрос об отсылках, интерпретациях и художественной перекличке может казаться нетривиальным, то юрист в этой области ступает на твердую почву правовых определений, отметил основатель Центра правовой защиты творческой индустрии ArtLaw Руслан Гацалов: «В суде можно довольно четко определить, идет ли речь о том, что человек вдохновился произведением и создал нечто новое и оригинальное или же о том, что он просто осуществил переработку и создал производное произведение».

По словам юриста, представители креативных индустрий часто делают ошибку, сводя все многообразие инструментов и возможностей интеллектуального права к товарным знакам. «Основа любого креативного бизнес-проекта — это интеллектуальная собственность. Выбросьте интеллектуальную собственность — и не останется ничего, кроме арендных обязательств, оргтехники. Мы, например, защищали дизайн мебели для кошек и дошли до Верховного суда. Судьи смеялись, но мы доказали, что это вполне охраноспособный объект. То же было и с дизайном юбки-карандаша», — рассказал эксперт.

В качестве примера «неочевидных активов» он привел старые лекала, которые производитель одежды собирался выбросить, однако по настоянию Руслана Гацалова все же решил оцифровать и передать последнему. В итоге лицензионная сделка с зарубежными предприятиями легпрома принесла больше денег, чем вся одежда, которая была сшита по этим лекалам и выпущена своими силами. Зачастую именно юрист может подсказать бизнесмену, на чем можно заработать, используя инструментарий интеллектуальной собственности. Для этого и необходимы IP-compliance, инвентаризация интеллектуальной собственности.

В завершение беседы эксперты обсудили правовые нюансы работы в составе команды, когда по заданию работодателя создаются служебные произведения, а также творческих коллабораций, в том числе с музеями. Екатерина Чуковская обратила внимание участников на то, что в последнем случае необходимо учитывать не только интеллектуальное право, но и законодательство о музейных предметах.

Так или иначе, основой правовой безопасности в сфере дизайна, как и в других креативных индустриях, остается своевременное заключение необходимых договоров с сотрудниками, подрядчиками и партнерами, а также использование современных цифровых сервисов депонирования и правоподтверждения. На сегодня это самый простой и дешевый способ фиксации прав на любой контент, вне зависимости от того, планируется ли в дальнейшем получать патент на промобразец, регистрировать товарный знак, использовать дизайн самостоятельно, продать или передать по лицензии.

Фото: пресс-служба Digital IP
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

На «Москва Фест» обсудили, как интеллектуальное право позволяет дизайнерам зарабатывать

<br> В каких правовых режимах можно охранять дизайн? Где кончается интерпретация и начинается заимствование? Как обезопасить себя, работая с нанятыми специалистами или вступая в творческие коллаборации? Эти вопросы эксперты обсудили на сессии «Мое творчество — мое богатство: как защитить и монетизировать свой дизайн».<br> <br> Дизайн стоит особняком в мире интеллектуального права, отметила директор Научно-образовательного центра Digital IP и модератор дискуссии Екатерина Чуковская: «Это наиболее вариативная сфера с точки зрения правовой охраны. Дизайн может охраняться как авторским, так и патентным правом, а в последние годы — даже в качестве объемного товарного знака. К тому же в сфере дизайна у авторов появляются дополнительные права, которых нет у писателей, композиторов, даже художников. Именно авторам дизайнерских, архитектурных, ландшафтных проектов дано право на их реализацию. Охраняется и то, что пока на бумаге, и то, как это будет воплощаться в жизнь. В этом смысле дизайн — любимчик интеллектуального права».<br> <br> Тем не менее пока что даже профильный бизнес едва ли представляет себе все многообразие способов охраны и защиты дизайна. Арт-директор Петродворцового часового завода «Ракета» Евгения Малева рассказала, что появление на рынке подделок поставило предприятие в тупик. «Мы зарегистрировали товарные знаки в России и в других странах. Сейчас мы понимаем, что это так же важно, как продление доменного имени сайта. Но есть и другие ценности, которыми мы располагаем и которые нам хотелось бы защитить. Так, однажды мы обнаружили в продаже часы с таким же дизайном циферблата, как у нашей продукции. Не просто на eBay или на Avito, а прямо в торговом центре!» — посетовала она. <br> <br> По словам Евгении Малевой, вопрос с магазином удалось решить в досудебном порядке, однако в целом эта задача оказалось непростой для юристов предприятия. Конечно, точно воспроизвести дизайн «Ракеты» под силу разве что Rolex, но от этого подделка не перестает быть подделкой: она паразитирует на чужой интеллектуальной собственности и вводит в заблуждение потребителя. <br> <br> Главный дизайнер студии NasonovDesignWerke, преподаватель РГХПУ им. С.Г. Строганова, РАНХиГС и Британской высшей школы дизайна Илья Насонов в свою очередь отметил, что, с точки зрения автора, вопрос о границах плагиата совсем не так тривиален: «Художники учатся, копируя чужие работы. Здесь ничего не изменилось с эпохи Возрождения. Поэтому, когда речь идет о проектировании материального предмета или плоскостного изображения, достаточно открыть методичку Роспатента, где рассказывается, что значит „до степени смешения“. Как только дело касается проектирования интерьера и архитектуры — там черт ногу сломит. Ведь каждая деталь — это элемент композиции. Почему эскизы похожи? Да это правила композиции и колористики!»<br> <br> Он подчеркнул, что похожие работы у дизайнеров могут получиться просто потому, что они схожим образом решали художественные задачи, поставленные в одном техническом задании. «Богатство дизайнера — это умение интерпретировать чужие работы, но делать это оригинально, а не копировать чужие эскизы. Последнее просто унизительно», — отметил он.<br> <br> По словам Ильи Насонова, дизайнерам было бы полезно взаимодействовать с юристами и друг с другом в рамках профессиональных ассоциаций, в том числе разрабатывая удобные инструменты депонирования, каталогизации, защиты работ. Это позволило бы избежать множества неприятных казусов вроде ситуации, когда художественные вузы не получают должным образам оформленные права на работы студентов и в итоге не могут их использовать.<br> Если автору вопрос об отсылках, интерпретациях и художественной перекличке может казаться нетривиальным, то юрист в этой области ступает на твердую почву правовых определений, отметил основатель Центра правовой защиты творческой индустрии ArtLaw Руслан Гацалов: «В суде можно довольно четко определить, идет ли речь о том, что человек вдохновился произведением и создал нечто новое и оригинальное или же о том, что он просто осуществил переработку и создал производное произведение».<br> <br> По словам юриста, представители креативных индустрий часто делают ошибку, сводя все многообразие инструментов и возможностей интеллектуального права к товарным знакам. «Основа любого креативного бизнес-проекта — это интеллектуальная собственность. Выбросьте интеллектуальную собственность — и не останется ничего, кроме арендных обязательств, оргтехники. Мы, например, защищали дизайн мебели для кошек и дошли до Верховного суда. Судьи смеялись, но мы доказали, что это вполне охраноспособный объект. То же было и с дизайном юбки-карандаша», — рассказал эксперт.<br> <br> В качестве примера «неочевидных активов» он привел старые лекала, которые производитель одежды собирался выбросить, однако по настоянию Руслана Гацалова все же решил оцифровать и передать последнему. В итоге лицензионная сделка с зарубежными предприятиями легпрома принесла больше денег, чем вся одежда, которая была сшита по этим лекалам и выпущена своими силами. Зачастую именно юрист может подсказать бизнесмену, на чем можно заработать, используя инструментарий интеллектуальной собственности. Для этого и необходимы IP-compliance, инвентаризация интеллектуальной собственности.<br> <br> В завершение беседы эксперты обсудили правовые нюансы работы в составе команды, когда по заданию работодателя создаются служебные произведения, а также творческих коллабораций, в том числе с музеями. Екатерина Чуковская обратила внимание участников на то, что в последнем случае необходимо учитывать не только интеллектуальное право, но и законодательство о музейных предметах.<br> <br> Так или иначе, основой правовой безопасности в сфере дизайна, как и в других креативных индустриях, остается своевременное заключение необходимых договоров с сотрудниками, подрядчиками и партнерами, а также использование современных цифровых сервисов депонирования и правоподтверждения. На сегодня это самый простой и дешевый способ фиксации прав на любой контент, вне зависимости от того, планируется ли в дальнейшем получать патент на промобразец, регистрировать товарный знак, использовать дизайн самостоятельно, продать или передать по лицензии.<br> <br> Фото: пресс-служба Digital IP

На «Москва Фест» обсудили, как интеллектуальное право позволяет дизайнерам зарабатывать

На «Москва Фест» обсудили, как интеллектуальное право позволяет дизайнерам зарабатывать

На «Москва Фест» обсудили, как интеллектуальное право позволяет дизайнерам зарабатывать

На «Москва Фест» обсудили, как интеллектуальное право позволяет дизайнерам зарабатывать