Россия, в отличие от многих других стран, довольно эффективно противостоит пиратскому трафику в интернете, но пандемия внесла свой негативный вклад в изменение культуры потребления контента пользователями. К такому выводу пришли участники сессии «Digital-контент: практические шаги по борьбе с пиратством», которая прошла 7 февраля на международной образовательной конференции Distant & Digital.
В 2018 году в нашей стране начал действовать антипиратский меморандум, подписанный крупнейшими медиахолдингами и компаниями, владеющими поисковыми сайтами. В соответствии с принятым документом был создан реестр ссылок на пиратский контент. Поисковые системы приняли обязательство удалять их в течение шести часов.
К февралю 2022 года поисковики удалили 40 млн ссылок на нелегальные ресурсы. Но, по словам модератора сессии, главного редактора портала «Кино-Театр.Ру», директора по развитию веб-кинотеатра CHILL Жана Просянова, количество контента и уровень пиратства растут одновременно: «Правообладателям нужно предпринимать активные действия, чтобы сохранить свои доходы. С другой стороны, решение этой проблемы зависит в том числе и от пользователей. Если культура потребления легального контента будет расти, то и пиратства будет меньше».
Президент «Медиа-Коммуникационного Союза» Михаил Демин сообщил, что в этот же день, 7 февраля, была подписана и направлена в Роскомнадзор новая версия антипиратского меморандума. «К подписантам обновленной версии присоединились представители книжной и музыкальной индустрии — раньше участниками были только игроки рынка видеоконтента. В новой редакции указано, что из поисковой выдачи будут удаляться домены злостных нарушителей — это ресурсы, у которых 100 и более пиратских ссылок. Доля таких доменов в реестре составляет 20%, а это означает, что мы имеем дело с системными преступлениями профессиональных пиратов», — сказал Михаил Демин, добавив, что мировой рынок контента ежегодно теряет от 50 до 100 млрд долларов, а количество заходов на нелегальные ресурсы за 2021 год можно оценить в 132 млрд визитов.
Генеральный директор Национальной федерации музыкальной индустрии (НФМИ) Никита Данилов отметил, что с начала пандемии коронавируса в России нелегальный трафик значительно увеличился: «Пираты отняли значительную долю выручки. Приведу сравнительные цифры. В 2019 музыкальный рынок вырос на 17% и достиг 45 млрд рублей. В 2020, когда грянул COVID-19, индустрия заработала всего 23 млрд рублей, причем не только из-за отмены концертов, но и по причине роста интереса пользователей к нелегальным сайтам. И только в прошлом году начался медленный рост — объем рынка составил 25 млрд рублей». Данилов добавил, что больше всего отрасль беспокоит миграция пиратского трафика в приложения, и прежде всего в Telegram.
В последнее время нелегальные сайты стали испытывать трудности в монетизации. В 2020 году реклама принесла пиратам $85 млн, а в 2021 — лишь $59 млн. Такие данные привел заместитель генерального директора по направлению защиты от цифровых рисков Group-IB Андрей Бусаргин. По его словам, легальные рекламодатели уходят с пиратских сайтов, а незаконные онлайн-казино теряют популярность и пропорционально сокращают объем рекламы. «Необходимы уголовные дела и реальные сроки за нарушение авторских прав, которые влекут большие убытки для производителей контента», — заключил Бусаргин.
Участники сессии предложили использовать дополнительные механизмы противодействия пиратам: меры по борьбе с перерегистрацией доменов нелегальных ресурсов, блокировку платежей в пользу пиратских сайтов по аналогии с запретом денежных переводов в онлайн-казино и ограничение доступа к таким сайтам операторами связи в рамках закона о суверенном рунете. Эксперты сошлись во мнении, что подписание новой версии антипиратского меморандума и предстоящее принятие федерального закона о борьбе с пиратством сделают защиту контента доступной для всех правообладателей.
Фото: предоставлено пресс-службой Distant & Digital