В Сочи завершился 30-й «Кинотавр», один из наиболее значимых кинофестивалей в нашей стране и один из наиболее авторитетных в кинематографическом сообществе. За «Кинотавром» закрепилась репутация фестиваля-первопроходца: именно здесь задаются новые тренды и тенденции, открываются новые имена, именно здесь определяется современное лицо российского кинематографа. Юбилейный год оказался урожайным на хорошие фильмы, а решение жюри под руководством народного артиста РФ Константин Хабенского — почти бесспорным.
«Почти» касается награждения всего лишь дипломом жюри (с формулировкой «за безграничную веру актеров в режиссера») «Верности», нового фильма Нигины Сайфуллаевой, самой откровенной (на грани фола) картины основного конкурса, эротической драмы о супружеской измене. Но даже если решение не отдавать фавориту критиков основные призы и было ошибкой, в остальном к финальному раскладу придраться трудно.
Дипломов также удостоились фильмы «Керосин» узбекского режиссера Юсупа Разыкова и «Мальчик русский» ученика Сокурова Александра Золотухина. Премии за лучший сценарий и лучший дебют (а также приз зрительского голосования) достались фильму «Давай разведемся» Анны Пармас (известной широкой публике как сценарист скетчкома «Осторожно, Модерн!» и режиссер клипов группы «Ленинград»). «Давай разведемся» — трагикомедия про (вновь) адюльтер и потенциальный народный хит. На «Кинотавре» (как и в российском кино в целом) не хватает качественного зрительского кино, и фильм Пармас заполняет эту лакуну. А заодно (наряду с «Верностью») отвечает за актуальный тренд женской эмансипации.
Лучшей актрисой фестиваля стала Виктория Толстоганова (ее отметили за фильм Оксаны Карас «Выше неба»), лучшим актером — Александр Кузнецов, восходящая звезда отечественного кино. Кузнецов получил приз за криминальную драму «Большая поэзия», с которой в режиссуре дебютировал Александр Лунгин, сын мэтра отечественного кинематографа Павла Лунгина. Дебют принес самому Лунгину премию за лучшую режиссерскую работу.
Приз за лучшую операторскую работу, а заодно и Гран-при фестиваля получил «Бык» выпускника ВГИКа Бориса Акопова. Действие фильма происходит в конце 90-х. Накануне нового тысячелетия провинциальная молодежь все еще выясняет отношения с помощью биты и кастета, забивает «стрелки» и устраивает разборки. После очередной драки стенка на стенку в полицию попадает Антон Быков по кличке «Бык», лидер одной из городских банд, парень с большой семьей, больным сердцем и несгибаемой волей. На выручку ему приходит столичный криминальный авторитет Моисей, однако в обмен на помощь он просит Быка о маленькой, но опасной услуге.
«Живописные и жуткие 90-е — основной тренд российского кино прямо сейчас», — говорит Мария Лемешева. — «Витька Чеснок...» Ханта и «Теснота» Балагова, «Нашла коса на камень» Ани Крайс и «Хрусталь» Дарьи Жук — можно вспоминать целый ряд примеров за последние годы. На XXX «Кинотавре» эту тему так или иначе затронули не только дебют Бориса Акопова, но и короткометражки «Он мой» и «Он везет свой грузовик», полные метры «Куратор» и «Большая поэзия». Как раз с последней «Бык» уже соревнуется за громкий титул нового «Брата» и нового «Бумера» (и у «Быка» больше шансов продолжить этот ряд хотя бы по созвучию). «Бык» — наследник по прямой таких фильмов о «проблемной» молодежи, киноромансов про «трущобы городские», как «Изгои» и «Бойцовая рыбка» Копполы или перестроечные «Меня зовут Арлекино» и «Прощай, шпана замоскворецкая...». В то же время «Бык» не просто оммаж и стилизация (несмотря на денди, поляроиды и все спортивные штаны в кадре), это во всех смыслах живое кино, неразрывно связанное с текущей реальностью. Этот пропитанный тестостероном и отчаянием шершавый и непричесанный фильм вполне может называться поколенческим манифестом, так что в его победе нет ничего удивительного. Остается только болеть за «Быка» на фестивале в чешских Карловых Варах, куда он отправится сразу после Сочи».
Вовсе без призов остались «Троица» актрисы «Гоголь-центра» и финалистки шоу «Голос» Ян Гэ, показанный в Каннах «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой, «Гроза», экранизация Островского от трикстера российского кино Григория Константинопольского. Без призов из Сочи уезжает и «Сторож», новый фильм Юрия Быкова. Быков — режиссер трудной судьбы, несмотря на признание критики и искреннюю любовь зрительской аудитории. Его прошлый фильм «Завод» с треском повалился в прокате, сериал «Спящие» вызвал жаркие идеологические баталии (в ходе которых Быкову даже пришлось извиняться), от проекта «Время первых» он и вовсе был отстранен. Логично, что в «Стороже» Быков не стал рисковать: это очень камерный (три героя в замкнутом пространстве), относительно дешевый (всего 850 тысяч долларов) жанровый фильм (сочетающий в себе мелодраму и психологический триллер), лишенный, в отличие от его предыдущих работ, явного социально-политического подтекста.
«Вместо актуальной российской проблематики здесь — вечная тема воздаяния за грехи», — говорит Мария Лемешева. — «Сторож» — это вроде бы традиционное «кино Быкова»: суровое, жесткое, лобовое. Но есть и несколько отличий от его предыдущих картин, и речь не только об отказе от актуального высказывания и стесненных бюджетных условиях. Фильмы Быкова всегда были сняты о мужчинах и от лица мужчины, кроме «Дурака» в его фильмах не было центральных женских персонажей. «Сторож» же строится именно на героине, она — в центре повествования, ее ошибки и переживания становятся осью сюжета. «Сторож» не понравился многим кинокритикам, что странно: у этого фильма не отнять жанровой выверенности, а у самого Быкова — высокого профессионализма. Он вполне мог претендовать на режиссерскую награду «Кинотавра», а актрисе Алле Югановой, сыгравшей главную героиню деликатно и в то же время темпераментно, могла достаться премия за лучшую женскую роль».
В этом году в Сочи была и внеконкурсная программа. Фильмом открытия стала ностальгическая «Одесса» Валерия Тодоровского, а фильмом закрытия — «Француз» Андрея Смирнова, которого сам автор называет своим кинематографическим завещанием. Вне конкурса на «Кинотавре» была показана и «Дылда» 27-летнего режиссера из Нальчика Кантемира Балагова, новоиспеченного любимца Канн. Два года назад Балагов, талантливый выпускник кабардино-балкарской мастерской Александра Сокурова, привозил в Канны свой дебютный фильм «Теснота» — шокирующую историю о киднеппинге и удушающих семейных узах в горско-еврейских декорациях конца 90-х годов. «Теснота» получила тогда приз ФИПРЕССИ в программе «Особый взгляд» и ворох восторженных рецензий. В этом году история повторилась — второй фильм Балагова «Дылда» также попал в Канны (и снова в «Особый взгляд»), получил приз (на этот раз — за режиссуру) и одобрение профессионалов. Более того, «Дылда» развивает не только фестивальный успех «Тесноты», но и ее основную тему: человеческие связи против свободы воли. Действие ленты происходит первой послевоенной осенью в Ленинграде. Главная героиня, собственно «дылда», — нескладная, контуженная, виктимная Ия (прекрасная Виктория Мирошниченко). Она работает санитаркой в госпитале, куда к ней возвращается сослуживица — рыжая и роковая Маша (не менее прекрасная Василиса Перелыгина). Женщины связаны общей тайной и общей утратой, а их отношения проникнуты болезненной, почти патологической чувственностью.
«Первое, что поражает в "Дылде", — смелость», — делится своими впечатлениями Мария Лемешева. — «Смелость перед лобовым столкновением с вопросами жизни и смерти. Смелость — и свобода, которая позволяет взять вроде бы хрестоматийный материал и найти к нему свежий подход, рассмотреть его с неожиданной точки зрения. Фокус "Дылды" (частично вдохновленной книгой нобелевского лауреата Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо") — во взгляде через призму именно женского опыта, который делает локальную историю актуальной и в мировом контексте. Как и в его дебюте, взаимное притяжение и отталкивание героинь решается при помощи цвета: Ия принадлежит зеленому, Маша — красному, и весь фильм построен на контрасте двух цветов, вспыхивающих в монохромном пространстве послевоенного Ленинграда. Следуя за своим учителем Сокуровым в убеждении, что трагедия всегда статична, Балагов лишь наблюдает за своими героинями, никого не осуждая и не поддерживая, но просто рассказывая историю. История эта — непредсказуемая, неуютная, безжалостная, временами шокирующая, но, несмотря ни на что, дарующая надежду. Надежду хотя бы на то, что в российском кино появился новый незаурядный режиссер со своим голосом и собственным видением».