В День космонавтики главный редактор журнала
«КиноРепортер» Мария Лемешева составила список лучших фильмов о космосе.
Пассажиры (2016).
Редкий пример минималистичного фантастического блокбастера, в котором задействованы всего семь актеров, а основная часть фильма проходит на борту космического корабля с участием лишь двух персонажей — конечно, мужчины и женщины.
Во время просмотра понимаешь, что больше никого и не нужно — настолько глубоко проживают судьбы своих героев оскароносная Дженнифер Лоуренс и «страж галактики» Крис Прэтт.
На космическом корабле — пять тысяч колонистов, находящихся в капсулах сна. За 120 лет они должны долететь до планеты, которая станет их новым домом. Небольшая авария заставляет одного из колонистов проснуться. Проснуться на целых 90 лет раньше, что для него равносильно смерти. Для того чтобы жизнь обрела смысл, он выводит из состояния спячки красивую девушку,вместе с которой ему предстоит пережить череду приключений для спасения себя и своей любви. Влюбленные находят счастье в обреченности — они прекрасно осознают, что не доживут до прилета на райскую планету, но проживают счастливую жизнь в отчуждении на борту космического корабля.
Время первых (2017).
Блистательный актерский дуэт Евгения Миронова и Константина Хабенского в ролях героических космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева. Руководит их подготовкой к полету Владимир Ильин, сыгравший гениального конструктора Сергея Королева. Вместе они превратили исторически достоверный байопик в психологическую драму сильных мужских характеров.
Создатели фильма попытались изложить подлинные факты о первом выходе человека в открытый космос, ранее не известные широкой публике, но в итоге получилась высокохудожественная киноистория о земных людях, не сломленных могучей стихией космоса.
Советские люди, узнавшие о выходе Леонова в открытый космос, конечно же, и не ведали о смертельно опасных испытаниях, которые пришлось преодолеть экипажу корабля «Восход-2» для осуществления исторического подвига. Космонавты находились между жизнью и смертью в космосе и на Земле, о чем советская пресса предпочитала умалчивать, чтобы создать вокруг покорителей космоса фантастический супергеройский ореол.
К звездам (2019).
Оригинальное название приключенческого триллера Ad Astra идеально подходит для картины как часть известного изречения на латыни «Через тернии к звездам». Как и полагается голливудскому блокбастеру, здесь есть все — от зрелищных космических полетов и лунных пиратов до бунта лабораторных обезьян на борту космолета, но игра Брэда Питта все равно перетягивает внимание на себя.
Образ майора космических войск США Роя Макбрайда был будто бы прожит Питтом, а не сыгран. В этой роли на нем нет актерской маски, мы видим переживающего сына, который готов найти блудного отца, бросившего его много лет назад, даже на краю Солнечной системы.
Однако наш герой — прежде всего офицер, выполняющий свой долг перед космическими войсками. Рой понимает, что выступает приманкой для властей, мечтающих найти его отца. Тот много лет не отвечает на сигналы с Земли, и его хотят наказать за преступления, совершенные на космической станции рядом с Нептуном.
«К звездам» — это фильм-мечта, в котором навигатор прокладывает маршрут от Нептуна до Земли, будто это такси, следующее, предположим, из Аннино в Алтуфьево.
Интерстеллар (2014).
Эпическое кинополотно Кристофера Нолана, где одновременно уживаются покорение космоса и «мысль семейная». Главный герой фильма астронавт Купер пытается найти пригодную для жизни планету, на которую переселятся земляне.
Ради благородной миссии Купер оставляет семью и на собственном опыте испытывает теорию относительности Эйнштейна: пока он искал идеальную планету, на Земле прошло более 70 лет. Человечество спасает не он, а его повзрослевшая дочь, чьи расчеты помогли человечеству основать колонию на станции близ Сатурна.
«Интерстеллар» — о непростом выборе между спасением человечества и семейным благополучием, о наблюдении за судьбой твоих детей, которая в буквальном смысле проходит у тебя перед глазами, о том, что человеческая любовь так же непостижима, как космос. Все это заставляет плакать даже суровых мужчин.
Москва — Кассиопея (1973).
Фильм воплощает мечты молодежи брежневской эпохи о полетах за пределы нашей галактики. Он может считаться молодежной комедией, даже в некотором роде детской сказкой, поскольку его главные герои — советские школьники со своими амбициями, чувствами, проблемами и талантами.
«Москва — Кассиопея» стала неосознанной попыткой сделать кинокомикс, где каждый персонаж обладает некой сверхспособностью. Например, Федя Лобанов изобретает суперклей, чтобы попасть в экипаж юных космонавтов, которых советское правительство отправляет к звезде Шедар созвездия Кассиопея. Миша Копаныгин обладает феноменальной памятью и заставляет влюбиться в него юного археолога Катю Панферову, процитировав отрывок из романа Льва Толстого «Воскресение».
За экипажем следит человек в должности И. О. О. (Исполняющий Особые Обязанности), обладающий нечеловеческой силой — его играет Иннокентий Смоктуновский.
Подобно героям «Интерстеллара», советские школьники-космонавты общаются по видеосвязи со своими одноклассниками, повзрослевшими на Земле на 27 лет. Несмотря на это, они должны закончить свою миссию. Уже в 1974 году вышел сиквел картины под названием «Отроки во Вселенной».
Чужой (1979).
В научно-фантастической саге, рассказывающей о смертельной опасности, подстерегающей человечество в процессе колонизации космоса, Элен Рипли в исполнении Сигурни Уивер представляется единственной силой, которая может спасти людей от инопланетных чудовищ.
Все происходящее кажется катастрофой, но ее уверенный вид вселяет надежду на спасение. Даже если она погибнет, ее воскресят с помощью клонирования. Поэтому очень жаль, что в двух последних (из шести) картин киновселенной «Чужих» Рипли не появляется.
Прошлый год стал для «Чужого» юбилейным — франшизе о космическом монстре и противостоящей ему героине исполнилось 40 лет. Сценарий картины, который изначально назывался «Звездный зверь», породил первый в своем роде космический хоррор, а затем и целую серию сиквелов с философским, научно-фантастическим и психодраматическим переосмыслениями образов.
Женский персонаж в главной роли фантастического ужастика стал результатом удачного продюсерского хода, поскольку создатели фильма хотели, чтобы «Чужой» отличался от других картин подобного жанра. Инопланетный монстр стал воплощением абсолютного зла, поджидающего человека в космической засаде, а Элен Рипли — символом инстинктивной человеческой смелости, которую не растерять даже в глубине Вселенной. И конечно, одним из самых ярких женских образов, на целые десятилетия обогнавший только недавно закрепившийся тренд.
Солярис (1972).
Фантастическая драма Андрея Тарковского по мотивам романа польского классика Станислава Лема была удостоена Гран-при Каннского кинофестиваля. Далекую планету Солярис почти полностью покрывает океан, обладающий разумом. Экипаж станции, расположенной на этой планете, наблюдает пугающие явления — к космонавтам приходят загадочные «гости» из их воспоминаний, за которые им до сих пор мучительно стыдно.
Сюжет оригинальной книги в руках Андрея Тарковского трансформировался в философское высказывание, добравшееся, кажется, до самых глубин океана человеческой души и любви.
Великий режиссер выстраивает каждый кадр как живописную картину. Особенно примеча тельна финальная сцена, где главный герой Крис Кельвин, сыгранный Донатасом Банионисом, стоит на коленях перед своим отцом — прямо как на картине Рембрандта «Возвращение блудного сына».
И это лишь малая часть жизни планеты Солярис, показанная Тарковским при помощи удивительно метафорического языка кинематографа.
Журнал «КиноРепортер» — первый глянцевый отечественный журнал о кино и искусстве, сосредоточенный на популяризации российского кино. Издание знакомит читателей с творчеством профессионалов евразийского пространства, сотрудничает с зарубежным киносообществом и крупнейшими иностранными изданиями.