Выдачу прокатных удостоверений нужно упростить

Государство и культура

Выдачу прокатных удостоверений нужно упростить
13 Августа 2018, 10:42
1 августа представители киноиндустрии попросили президента направить на доработку закон, который меняет правила проведения международных кинофестивалей в России. Директор кинофестиваля «АртПоказ» Дмитрий Покровский считает, что закон необходимо доработать

1 августа представители киноиндустрии попросили президента направить на доработку закон, который меняет правила проведения международных кинофестивалей в России. По их мнению, многие фестивали из-за новых правил просто перестанут существовать. В этот же день Минкульт выпустил разъяснение к поправкам, где подчеркивалось, что закон «никоим образом не ущемляет» рынок. Директор кинофестиваля «АртПоказ» Дмитрий Покровский считает, что пока всё ровно наоборот, и закон необходимо доработать.


Принятые нововведения всего лишь ужесточают поправки, внесенные в закон ещё в 2014 году. Парадокс в том, что заголовок к закону как бы разрешительный, но сами поправки запрещающие. Они открывает маленькую форточку, но закрывают все двери и окна.

Поправки 2014-го года в закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» говорят, что с 2014 года любое видео должно демонстрироваться в России с прокатным удостоверением. Эти поправки все многообразие кинособытий обобщили до двух категорий: просто показ (прокат) и международный кинофестиваль. Чтобы соответствовать новому закону, такие проекты, как наш, вынуждены были изменить регламенты, стали называться кинофестивалями, выполнять фестивальные требования. Иначе нужны прокатные удостоверения на все фильмы, что невозможно, ведь мы не прокат.

Прокатные удостоверения — это когда тебе нужно идти Министерство культуры и спрашивать: «А можно, я покажу этот фильм?» Мне кажется, в свободном правовом государстве такого быть не должно. Министерство как будто исходит из презумпции виновности, подозревая, что с фильмом что-то «не так». При том, на фильмы, что мы показываем, как правило, в ведомстве уже есть пачка прокаток, просто их сроки истекли. То есть Минкультуры уже всё известно про такой фильм.

Процедура получения прокатного удостоверения настолько сложная и дорогостоящая, что маленьким проектам вроде нашего она не под силу. Госпошлина составляет 3500 рублей, но это лишь малая часть затрат. Наберите в Интернете «помощь в получении прокатного удостоверения» — есть компании, которые предлагают помочь с этим за отдельную плату — вы увидите, что кроме оплаты госпошлины нужно много всего другого. Например, монтажно-диалоговые листы. Составление такого листа — 150 рублей за минуту. А если фильм идет три часа? В реальности затраты на получение прокатного удостоверения на один фильм доходят до многих десятков тысяч рублей, не говоря о том, что у нас просто другой вид прав, и нет всех необходимых для этого документов и материалов.

В пояснениях Минкульта сказано, что на ретроспективных показах демонстрируют фильмы, как правило, уже имеющие прокатные удостоверения. Это не так. Самая интересная часть репертуара — та, что без прокаток. Как говорил выше, часто оказывается, что прокатные удостоверения у фильма были, но у них истек срок действия. То есть прокатное удостоверение выдается не раз и навсегда. Каждому новому правообладателю нужно делать новое ПУ. Если десять компаний купят права на один показ каждая, им надо делать 10 прокаток и сдавать в фильмофонд 10 одинаковых фильмокопий.

На мой взгляд, самый правильный шаг — отменить прокатные удостоверения или сделать их добровольно-уведомительными. Я прекрасно понимаю, что вряд ли это случится. Тогда нужно добиться того, чтобы их было легко получить. Чтобы можно было зайти на сайт госуслуг, ввести минимальную информацию о фильме (что за картина, длительность, откуда права), приложить скан договора и получить прокатное удостоверение. Если фильм не показывался в России никогда, то, возможно, процедура может быть чуть сложнее.

Теперь ещё раз о кинофестивалях. Сейчас это понятие впервые введено на законодательном уровне, что преподносится как достижение. Минкульт пишет, что кинофестиваль может иметь жюри и конкурсные программы, а может не иметь, но освобождает от получения прокатных удостоверений только «классический» кинофестиваль, имеющий жюри, конкурсную программу и утверждаемый неизвестно как самим министерством. Таким образом, предпочтение отдается формату фестиваля, понятному министерству, но в современном мире, когда все постоянно меняется, бурлит, неправильно законодательно втискивать кинофестиваль в узкие рамки.

В письме Минкульта прямым текстом заявлено, что цель этих поправок — пресечь «параллельный прокат», то есть все прекрасные проекты подобные нашему. У министерства могут быть две цели: привести всех под действие закона — и тогда они могли бы упростить процедуру получения прокатного удостоверения: это доказало бы, что у них нет злого умысла. Если же этого не сделают, предположу, что их цель — зачистка рынка.

В разъяснении Минкульта есть абзац о том, что поправки разрешают новые российские фильмы демонстрировать на фестивалях без прокатного удостоверения. Это нужно было сделать давно. Но те же поправки закрывают все возможности для показа иностранных фильмов. На мой взгляд, нормальная господдержка — когда помогают своим, а не мешают чужим.

Дмитрий Покровский — директор кинофестиваля АртПоказ

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Выдачу прокатных удостоверений нужно упростить

<h2>1 августа представители киноиндустрии попросили президента направить на доработку закон, который меняет правила проведения международных кинофестивалей в России. По их мнению, многие фестивали из-за новых правил просто перестанут существовать. В этот же день Минкульт выпустил разъяснение к поправкам, где подчеркивалось, что закон «никоим образом не ущемляет» рынок. Директор кинофестиваля «АртПоказ» Дмитрий Покровский считает, что пока всё ровно наоборот, и закон необходимо доработать.</h2> <br style="font-size: 14pt;"> <span style="font-size: 14pt;">Принятые нововведения всего лишь ужесточают поправки, внесенные в закон ещё в 2014 году. Парадокс в том, что заголовок к закону как бы разрешительный, но сами поправки запрещающие. Они открывает маленькую форточку, но закрывают все двери и окна.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Поправки 2014-го года в закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» говорят, что с 2014 года любое видео должно демонстрироваться в России с прокатным удостоверением. Эти поправки все многообразие кинособытий обобщили до двух категорий: просто показ (прокат) и международный кинофестиваль. Чтобы соответствовать новому закону, такие проекты, как наш, вынуждены были изменить регламенты, стали называться кинофестивалями, выполнять фестивальные требования. Иначе нужны прокатные удостоверения на все фильмы, что невозможно, ведь мы не прокат.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Прокатные удостоверения — это когда тебе нужно идти Министерство культуры и спрашивать: «А можно, я покажу этот фильм?» Мне кажется, в свободном правовом государстве такого быть не должно. Министерство как будто исходит из презумпции виновности, подозревая, что с фильмом что-то «не так». При том, на фильмы, что мы показываем, как правило, в ведомстве уже есть пачка прокаток, просто их сроки истекли. То есть Минкультуры уже всё известно про такой фильм.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Процедура получения прокатного удостоверения настолько сложная и дорогостоящая, что маленьким проектам вроде нашего она не под силу. Госпошлина составляет 3500 рублей, но это лишь малая часть затрат. Наберите в Интернете «помощь в получении прокатного удостоверения» — есть компании, которые предлагают помочь с этим за отдельную плату — вы увидите, что кроме оплаты госпошлины нужно много всего другого. Например, монтажно-диалоговые листы. Составление такого листа — 150 рублей за минуту. А если фильм идет три часа? В реальности затраты на получение прокатного удостоверения на один фильм доходят до многих десятков тысяч рублей, не говоря о том, что у нас просто другой вид прав, и нет всех необходимых для этого документов и материалов.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В пояснениях Минкульта сказано, что на ретроспективных показах демонстрируют фильмы, как правило, уже имеющие прокатные удостоверения. Это не так. Самая интересная часть репертуара — та, что без прокаток. Как говорил выше, часто оказывается, что прокатные удостоверения у фильма были, но у них истек срок действия. То есть прокатное удостоверение выдается не раз и навсегда. Каждому новому правообладателю нужно делать новое ПУ. Если десять компаний купят права на один показ каждая, им надо делать 10 прокаток и сдавать в фильмофонд 10 одинаковых фильмокопий.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> На мой взгляд, самый правильный шаг — отменить прокатные удостоверения или сделать их добровольно-уведомительными. Я прекрасно понимаю, что вряд ли это случится. Тогда нужно добиться того, чтобы их было легко получить. Чтобы можно было зайти на сайт госуслуг, ввести минимальную информацию о фильме (что за картина, длительность, откуда права), приложить скан договора и получить прокатное удостоверение. Если фильм не показывался в России никогда, то, возможно, процедура может быть чуть сложнее.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Теперь ещё раз о кинофестивалях. Сейчас это понятие впервые введено на законодательном уровне, что преподносится как достижение. Минкульт пишет, что кинофестиваль может иметь жюри и конкурсные программы, а может не иметь, но освобождает от получения прокатных удостоверений только «классический» кинофестиваль, имеющий жюри, конкурсную программу и утверждаемый неизвестно как самим министерством. Таким образом, предпочтение отдается формату фестиваля, понятному министерству, но в современном мире, когда все постоянно меняется, бурлит, неправильно законодательно втискивать кинофестиваль в узкие рамки.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В письме Минкульта прямым текстом заявлено, что цель этих поправок — пресечь «параллельный прокат», то есть все прекрасные проекты подобные нашему. У министерства могут быть две цели: привести всех под действие закона — и тогда они могли бы упростить процедуру получения прокатного удостоверения: это доказало бы, что у них нет злого умысла. Если же этого не сделают, предположу, что их цель — зачистка рынка.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В разъяснении Минкульта есть абзац о том, что поправки разрешают новые российские фильмы демонстрировать на фестивалях без прокатного удостоверения. Это нужно было сделать давно. Но те же поправки закрывают все возможности для показа иностранных фильмов. На мой взгляд, нормальная господдержка — когда помогают своим, а не мешают чужим.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>Дмитрий Покровский — директор кинофестиваля АртПоказ</b> </span> <p> </p>

Выдачу прокатных удостоверений нужно упростить

Выдачу прокатных удостоверений нужно упростить

Выдачу прокатных удостоверений нужно упростить

Выдачу прокатных удостоверений нужно упростить