Мечеть ан-Нури входит в круг памятников Раннего Средневековья. Она несколько раз перестраивалась, но самый ранний слой ― XII ― начало XIII века. Сооружение входит в круг известных классических памятников Ближнего Востока: это большая соборная мечеть, которая предназначена для проведения значительных мероприятий для большого количества верующих. Сам по себе Мосул с древнейших времён (ещё даже до распространения мусульманства) был крупным центром, в том числе религиозным. При Сасанидах это зороастрийский центр, потом в Арабском халифате там возник перевалочный пункт на пересечении торговых маршрутов.
Что касается памятника, не могу сказать, что он входит в первую десятку величайших сооружений Ближнего Востока, но что касается архитектуры, это, безусловно, замечательное строение.
То, что террористы взорвали объект, имеющий непосредственное отношение к исламу, ― событие иного порядка, чем взрыв храмов Бэла и Баал-Шамина в Пальмире. В данном случае они не пытались изначально «адаптировать» мечеть под свои нужды, но сейчас, когда ситуация стала острой, это не то чтобы «жест отчаянья», но сознательная порча имущества, чтобы «врагу ничего не досталось».
Я бы не ставил знак равенства между сознательным уничтожением объектов всемирного культурного наследия в Пальмире и взрывом соборной мечети. Формально это одно и то же, но соборная мечеть ― ещё и работающий функциональный объект, а в Пальмире были музейные комплексы. Да, террористы трактовали их как языческие сооружения, но тогда они пытались нанести духовный и моральный ущерб западной цивилизации (в их понимании) путем нанесения ущерба ее ценностям.
Здесь ― явление другого порядка, поэтому нужно рассматривать детали, контекст, нюансы. «Нетипичность» уничтожения мечети в том, что она не несет символического значения для Запада.
В идеологии исламского государства заложена актуализация исторических явлений. То, что для Запада является музейной ценностью, для сторонников «Исламского государства» - актуально здесь и сейчас. Они хотят вернуться к истокам, и этот принцип накладывает отпечаток на их действия в отношении окружающего исторического ландшафта, в том числе памятников. Любимым моментом предания у них является битва Айюбидов с силами крестоносцев при Хаттине в 1187 году. В их идеологической системе это реальность. Они, если можно так выразиться, пытаются вернуть VII-VIII век ― отсюда их отношение к памятникам.
В соборной мечети Мосула представителями ИГ был объявлен халифат, и возможно, она была воспринята как объект, который не может достаться неверным.
Я думаю, что и дальше при сокращении территории так называемого халифата всё, что имеет какую-то символическую ценность, будет уничтожаться. Здесь сомнений быть не может ― это «фирменный стиль» боевиков «Исламского государства». Они постоянно подтверждают, что для них не имеют никакого значения ценности, которые, как они считают, навязывает западная цивилизация.
Автор статьи: Тимур Кармов