Возрождение усадеб даст новый вектор развития всей стране

История

Возрождение усадеб даст новый вектор развития всей стране
27 Июля 2017, 10:22
В конце июня в Госдуме прошли парламентские слушания по проблемам государственно-частного партнерства (ГЧП) в сохранении культурного наследия. Особенно остро стоит вопрос о сохранении усадеб - количество таких объектов культурного наследия огромно и требует колоссальных вложений.

В конце июня в Госдуме прошли парламентские слушания по проблемам государственно-частного партнерства (ГЧП) в сохранении культурного наследия. Особенно остро стоит вопрос о сохранении усадеб - количество таких объектов культурного наследия огромно и требует колоссальных вложений.


Дворцовые ансамбли, крупно-, средне-, и мелкопоместные усадьбы складывали как пазл единое социально-экономическое и культурное пространство России на протяжении трех столетий. Большинство из них не сохранилось или сильно разрушены, особенно усадьбы загородные, сельские. В течение 16 лет Некоммерческое партнерство «Русская усадьба» обследовало семь регионов европейской части страны ― Московскую, Смоленскую, Калужскую, Тульскую, Рязанскую, Владимирскую и Ярославскую области (усадебная география гораздо обширней!) ― и выявило более 2200 сохранившихся усадеб (в разной степени сохранности).

В лучшей ситуации оказались государственные музеи-усадьбы, где жили известные люди – Толстой, Поленов, Пушкин, Лермонтов, Римский-Корсаков, Мусоргский, Багратион, Суворов ― и усадьбы, которые использовались в советское время как закрытые резиденции руководства или ведомственные санатории и дома отдыха. К счастью, сейчас усадьбами стали интересоваться инвесторы: около тридцати усадебных объектов восстанавливаются за счет частных средств.

Более 80 лет усадебная, дворянская тема была табуирована, хотя русская культура, особенно литература XIX века, «выросли» в усадьбе. Но сегодня государство не только не закрывается от усадебной темы, а наоборот, активно заинтересовано в восстановлении усадеб. Однако все, что предпринимается на законодательном уровне, пока недостаточно эффективно: государственно-частное партнерство, о котором сейчас так много говорят, не будет давать результаты пока не будет разработана четкая экономическая модель по привлечению частных инвестиций в сферу сохранения объектов культурного наследия.

Реально сейчас пока действует только освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС) на услуги: если ты восстанавливаешь объект культурного наследия, все работы, связанные с этим объектом, освобождаются от НДС. Но эта льгота не распространяется на материалы, которые были использованы при этом, а они составляют 60-70% от общих затрат на восстановление. В федеральном законе «Об объектах культурного наследия» № 73-ФЗ говорится о том, что все затраты, произведенные на объекте культурного наследия, на 49% могут быть компенсированы из государственного бюджета. Но каждый год Министерство финансов накладывает мораторий на эту статью.

В настоящее время в регионах пытаются реализовать закон о государственно-частных партнёрствах (ГЧП) и концессиях. Но единственный пример, где это получается ― музей-усадьба Гончаровых «Полотняный завод» в Калужской области, куда пришел инвестор на условиях концессии, построил небольшую гостиницу и кафе (в результате поток туристов увеличился на 15 %). Все остальные примеры ― это, скорее, не государственно-частное партнерство, а наоборот, частное и немножко государственного. Например, прямыми потомками Качаловых успешно восстановлена усадьба «Хвалевское» в Вологодской области. Власти, в силу ограниченности бюджета региона, помогали, в основном, административно (хотя и это очень важно) ― ускоряли прохождение документов на землю и дом и так далее.

Те, кто берется сейчас за восстановление усадеб, ― это подвижники. Мотивы разные: в основном, это романтики-первопроходцы, которым понравилась какая-то усадьба, и они захотели ее восстановить. Усадьба сейчас ― дорогая игрушка и тяжелый крест, который берутся нести некоторые энтузиасты, мотивированные активной гражданской позицией. Это огромный труд, ведь усадьба ― это архитектурно-парковый ансамбль, и восстанавливается не только дом, но и хозяйственные постройки, парк, вычищаются пруды.

Если восстанавливать усадьбу как культурно-туристический центр, то доходность может составлять 7-8% при колоссальных затратах и очень длительном сроке окупаемости. Большее число предпринимателей взялось бы за это дело (а интерес  есть) при доходности хотя бы в 14-15%. Мы считаем, что должна быть государственная программа по поддержке предпринимательства в сфере сохранения культурного наследия, в том числе усадебного.

На сегодняшний день в каждом из 37 регионов европейской части России можно восстановить около 10-15 усадеб (в Московской и в Ленинградской областях еще больше). То есть, всего можно возродить порядка 500-550 усадеб. На восстановление каждой из них требуется около 200 миллионов рублей, значит около 110 миллиардов рублей останется в экономике страны и направится на ее развитие.

Восстановление сельских усадеб ― стимул для развития регионов, ведь усадебный потенциал не только туристический. Усадьба испокон веков была, прежде всего, хозяйствующим субъектом - в разные времена с разной степенью рентабельности. Бывшие владельцы усадеб были инициаторами многих новшеств в сельском хозяйстве, в переработке продукции. Закупались новые машины и технологии, выписывали специалистов из Европы. В период после отмены крепостного права (1861 год) на базе усадеб стали формироваться мануфактурные производства.

Современная сельская усадьба может стать точкой опоры, вокруг которой будут формироваться мелкие и средние производства. Все больше и больше людей предпочитают одеваться не в продукцию массового производства, питаться экологическими локальными продуктами. Индивидуальным производителям не нужны огромные цеха: они вполне могут жить и работать в усадебном ареале. Кроме того, здесь можно развивать различные виды спорта, в том числе гольф, конный спорт и другие. Интернет позволяет работать удаленно, и если усадьба как культурный центр сможет давать людям культурный досуг, определенный уровень социальной коммуникации, то многие, наверняка, будут готовы поселиться в сельской местности недалеко от такого культурного центра, как восстановленная историческая усадьба.

Поэтому необходимо принятие специальной социально-экономической программы по возрождению сельских усадеб с учетом современных условий и достижений научно-технического прогресса. Это может дать совершенно новый вектор развития всей стране.

Автор статьи: Вера Стерлина

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Возрождение усадеб даст новый вектор развития всей стране

<h2>В конце июня в Госдуме прошли парламентские слушания по проблемам государственно-частного партнерства (ГЧП) в сохранении культурного наследия. Особенно остро стоит вопрос о сохранении усадеб - количество таких объектов культурного наследия огромно и требует колоссальных вложений.</h2> <br> <p> <span style="font-size: 14pt;">Дворцовые ансамбли, крупно-, средне-, и мелкопоместные усадьбы складывали как пазл единое социально-экономическое и культурное пространство России на протяжении трех столетий. Большинство из них не сохранилось или сильно разрушены, особенно усадьбы загородные, сельские. В течение 16 лет Некоммерческое партнерство «Русская усадьба» обследовало семь регионов европейской части страны ― Московскую, Смоленскую, Калужскую, Тульскую, Рязанскую, Владимирскую и Ярославскую области (усадебная география гораздо обширней!) ― и выявило более 2200 сохранившихся усадеб (в разной степени сохранности).</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В лучшей ситуации оказались государственные музеи-усадьбы, где жили известные люди – Толстой, Поленов, Пушкин, Лермонтов, Римский-Корсаков, Мусоргский, Багратион, Суворов ― и усадьбы, которые использовались в советское время как закрытые резиденции руководства или ведомственные санатории и дома отдыха. К счастью, сейчас усадьбами стали интересоваться инвесторы: около тридцати усадебных объектов восстанавливаются за счет частных средств.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Более 80 лет усадебная, дворянская тема была табуирована, хотя русская культура, особенно литература XIX века, «выросли» в усадьбе. Но сегодня государство не только не закрывается от усадебной темы, а наоборот, активно заинтересовано в восстановлении усадеб. Однако все, что предпринимается на законодательном уровне, пока недостаточно эффективно: государственно-частное партнерство, о котором сейчас так много говорят, не будет давать результаты пока не будет разработана четкая экономическая модель по привлечению частных инвестиций в сферу сохранения объектов культурного наследия.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Реально сейчас пока действует только освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС) на услуги: если ты восстанавливаешь объект культурного наследия, все работы, связанные с этим объектом, освобождаются от НДС. Но эта льгота не распространяется на материалы, которые были использованы при этом, а они составляют 60-70% от общих затрат на восстановление. В федеральном законе «Об объектах культурного наследия» № 73-ФЗ говорится о том, что все затраты, произведенные на объекте культурного наследия, на 49% могут быть компенсированы из государственного бюджета. Но каждый год Министерство финансов накладывает мораторий на эту статью.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В настоящее время в регионах пытаются реализовать закон о государственно-частных партнёрствах (ГЧП) и концессиях. Но единственный пример, где это получается ― музей-усадьба Гончаровых «Полотняный завод» в Калужской области, куда пришел инвестор на условиях концессии, построил небольшую гостиницу и кафе (в результате поток туристов увеличился на 15 %). Все остальные примеры ― это, скорее, не государственно-частное партнерство, а наоборот, частное и немножко государственного. Например, прямыми потомками Качаловых успешно восстановлена усадьба «Хвалевское» в Вологодской области. Власти, в силу ограниченности бюджета региона, помогали, в основном, административно (хотя и это очень важно) ― ускоряли прохождение документов на землю и дом и так далее.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Те, кто берется сейчас за восстановление усадеб, ― это подвижники. Мотивы разные: в основном, это романтики-первопроходцы, которым понравилась какая-то усадьба, и они захотели ее восстановить. Усадьба сейчас ― дорогая игрушка и тяжелый крест, который берутся нести некоторые энтузиасты, мотивированные активной гражданской позицией. Это огромный труд, ведь усадьба ― это архитектурно-парковый ансамбль, и восстанавливается не только дом, но и хозяйственные постройки, парк, вычищаются пруды.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Если восстанавливать усадьбу как культурно-туристический центр, то доходность может составлять 7-8% при колоссальных затратах и очень длительном сроке окупаемости. Большее число предпринимателей взялось бы за это дело (а интерес  есть) при доходности хотя бы в 14-15%. Мы считаем, что должна быть государственная программа по поддержке предпринимательства в сфере сохранения культурного наследия, в том числе усадебного.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> На сегодняшний день в каждом из 37 регионов европейской части России можно восстановить около 10-15 усадеб (в Московской и в Ленинградской областях еще больше). То есть, всего можно возродить порядка 500-550 усадеб. На восстановление каждой из них требуется около 200 миллионов рублей, значит около 110 миллиардов рублей останется в экономике страны и направится на ее развитие.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Восстановление сельских усадеб ― стимул для развития регионов, ведь усадебный потенциал не только туристический. Усадьба испокон веков была, прежде всего, хозяйствующим субъектом - в разные времена с разной степенью рентабельности. Бывшие владельцы усадеб были инициаторами многих новшеств в сельском хозяйстве, в переработке продукции. Закупались новые машины и технологии, выписывали специалистов из Европы. В период после отмены крепостного права (1861 год) на базе усадеб стали формироваться мануфактурные производства.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Современная сельская усадьба может стать точкой опоры, вокруг которой будут формироваться мелкие и средние производства. Все больше и больше людей предпочитают одеваться не в продукцию массового производства, питаться экологическими локальными продуктами. Индивидуальным производителям не нужны огромные цеха: они вполне могут жить и работать в усадебном ареале. Кроме того, здесь можно развивать различные виды спорта, в том числе гольф, конный спорт и другие. Интернет позволяет работать удаленно, и если усадьба как культурный центр сможет давать людям культурный досуг, определенный уровень социальной коммуникации, то многие, наверняка, будут готовы поселиться в сельской местности недалеко от такого культурного центра, как восстановленная историческая усадьба.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Поэтому необходимо принятие специальной социально-экономической программы по возрождению сельских усадеб с учетом современных условий и достижений научно-технического прогресса. Это может дать совершенно новый вектор развития всей стране. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Автор статьи: Вера Стерлина</span> </p>

Возрождение усадеб даст новый вектор развития всей стране

Возрождение усадеб даст новый вектор развития всей стране

Возрождение усадеб даст новый вектор развития всей стране

Возрождение усадеб даст новый вектор развития всей стране

Интересное по теме

История

Мемуары очаровательного мошенника
15 декабря 2020, 14:00

Коллекционирование/Арт-рынок

Мнение. Художник становится виртуальной фигурой
1 июня 2023, 10:58

Кино-театр

Константин Кожевников: «Если театр хочет жить, он должен измениться»
3 февраля 2021, 13:45