Внутреннее "Я" в человеке развивается именно через слово
16 Сентября 2019, 15:23
Поделиться
В начале сентября всегда обостряются дискуссии, не разучились ли наши соотечественники говорить по-русски и зачем вообще быть грамотными. Своим мнением делится доцент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Анастасия Николаева
В начале сентября всегда обостряются дискуссии, не разучились ли наши соотечественники говорить по-русски и зачем вообще быть грамотными. Своим мнением делится доцент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Анастасия Николаева.
Грамотность — это прежде всего умение выразить свою мысль и адекватно выстраивать коммуникацию. На втором месте — умение придерживаться этических норм общения на любых площадках. И третье — орфографическая и пунктуационная компетентность на таком уровне, чтобы она не являлась препятствием для адекватной коммуникации. Ошибки делают все, это нормально, но когда ошибка в каждом слове — это мешает.
Не думаю, что раньше все россияне были намного грамотнее. На то, что мы видим сейчас, прежде всего влияет Интернет: возросло число людей, которые получили возможность писать всё, что хотят. Но возможно (я сейчас предполагаю, у меня нет статистики), раньше правописанию уделялось больше внимания в школе. Есть ощущение, что люди писали меньше, но следили за тем, что они пишут. Теперь мы привыкаем писать не задумываясь. Раньше человек писал максимум одно письмо в месяц, он думал, выбирал слова. Сейчас мы постоянно переписываемся в Интернете и какие-то ошибки уже просто не видим. Но считать, что раньше почти все люди писали без ошибок, странно — я думаю, всегда было по-разному.
На факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова есть такая традиция — прежде чем приступить к занятиям, мы даем так называемый вводный диктант, чтобы знать, сколько создавать факультативов по орфографии. Ведь безграмотный журналист — это как неверующий батюшка!
В 2009 году во всех вузах отменили внутренние экзамены, процедура ЕГЭ была еще отработана недостаточно, и мы получили шокирующие результаты — по 80-90 ошибок у многих студентов в диктанте из 220 слов. То есть через слово ошибка! Мы обсуждали эту ситуацию на факультете, произошла утечка информации, и в «Московском комсомольце» было опубликовано как бы интервью со мной (на самом деле никакого интервью я не давала) «В этом году мы набрали инопланетян». Текст, к сожалению, стал вирусным и всплывает каждый год.
Несколько лет вплоть до смерти тогдашнего заведующего кафедрой Григория Яковлевича Солганика я вела статистику по результатам этого диктанта. Что происходило в период с 2009 по 2016 год я сказать могу с цифрами в руках — все это обсчитано, сложено в таблицы. Порог сдачи диктанта — четыре орфографические ошибки и четыре пунктуационные, то есть максимум восемь. Постепенно падало количество тех, кто может написать на «зачет»: в 2016 году это всего6 %, а в 2009 году было 18%. Но больше таких диктантов, где 90 ошибок, у нас не было, потому что уже в следующем году в МГУ были введены дополнительные вступительные испытания (ДВИ). То есть проблема есть, но она не носит фатального характера.
Я довольно оптимистично смотрю в будущее. Посмотрите, какой интерес к «Тотальному диктанту»! Как жестко оцениваются на разных площадках комментарии людей, которые делают много ошибок. Всегда приходит кто-то, кто говорит: «Да что ты понимаешь в политике, если слово правильно написать не можешь». Граммар-наци, может, не совсем позитивное явление, но и польза от него есть. Просто надо объяснять, что грамотность — это экология нашего языка, что внутреннее «Я» в человеке развивается именно через слово! И это слово должно быть по возможности правильно написано. Хотелось бы, чтобы в наших школах больше обращали внимание на прагматический аспект. Где человек в жизни пишет диктанты? Нигде. А нужно, чтобы дети учились именно общаться, разговаривать, чтобы они вели дневники, писали тексты, которые их развивают. Ведь прежде всего человек должен научиться получить удовольствие от того что он пишет и говорит, а все остальное приложится.
Когда образованные люди пишут в Интернете «щас» или «пОциЭнт» — это языковая игра, часто какие-то мемы. Выдающийся лингвист Лев Владимирович Щерба говорил, что прелесть отступления от нормы понятна только образованным людям. Поэтому эти отступления от нормы веселят и радует именно тех, кто нормой владеет. Ничего страшного в этом нет.
У нас страх сделать ошибку или быть безграмотным очень репрессивный и сильный. Если в редакции вам говорят: «Этот материал надо переделать, что-то здесь не так», вы идете и спокойно делаете. А если вам редактор говорит: «Ты вообще в школе учился? Ну, почему у тебя вот так это слово написано?», то человек испытывает бесконечный стыд. Почему-то орфография у нас стала областью глубокого внутреннего унижения.
Так что овладевать правилами надо, чтобы быть достойным игроком на любом поле. Ведь редактор исправит далеко не всё, а автокорректор вставит иногда такое, что сам рад не будешь! И потом доставляет удовольствие, когда ты знаешь, что если сделаешь ошибку, то ее исправишь. Сейчас есть культ здорового тела — почему не может быть культа здорового слова? При этом я решительно против «геноцида»: если человек сделал ошибку, он идиот. Орфография вообще никакого отношения к интеллекту не имеет. Гете писал с ошибками, Пушкин писал с ошибками — другое дело, сколько их.
Для того, чтобы повысить грамотность, нужно прежде всего обращать внимание на свои ошибки и на те случаи, когда человек задумывается, как написать. Есть прекрасные ресурсы, например, Грамота.ру, где мы можем абсолютно бесплатно и свободно задать вопрос, который нас волнует, и получить компетентный ответ. Можно иногда заглядывать на форумы или на сайты, где собираются любители русской словесности и устраивают огнедышащие холивары на тысячу комментариев. Это очень интересно.
Все мы хотим не только на фотографиях в Instagram, но и в своих текстах выглядеть лучше. К сожалению, к текстам Photoshop не приладишь, поэтому надо стараться самим. Пишущему человекуочень обидно, если он вложил все сердце и душу, а к нему приходит комментатор и говорит: «А у Вас во втором предложении ошибка, в третьем предложении ошибка». Зрительная память не у всех работает, поэтому надо хотя бы обращать внимание на свои недочёты. И никогда не надо считать, что это безумный позор: не делает ошибки только тот, кто вообще ничего не делает. Это просто такая область, в которой можно и нужно совершенствоваться, это красиво, это часть нашего облика.
Анастасия Николаева — кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной
жизни
Внутреннее "Я" в человеке развивается именно через слово
<h2>В начале сентября всегда обостряются дискуссии, не разучились ли наши соотечественники говорить по-русски и зачем вообще быть грамотными. Своим мнением делится доцент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Анастасия Николаева.</h2>
<br>
<span style="font-size: 14pt;">Грамотность — это прежде всего умение выразить свою мысль и адекватно выстраивать коммуникацию. На втором месте — умение придерживаться этических норм общения на любых площадках. И третье — орфографическая и пунктуационная компетентность на таком уровне, чтобы она не являлась препятствием для адекватной коммуникации. Ошибки делают все, это нормально, но когда ошибка в каждом слове — это мешает.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Не думаю, что раньше все россияне были намного грамотнее. На то, что мы видим сейчас, прежде всего влияет Интернет: возросло число людей, которые получили возможность писать всё, что хотят. Но возможно (я сейчас предполагаю, у меня нет статистики), раньше правописанию уделялось больше внимания в школе. Есть ощущение, что люди писали меньше, но следили за тем, что они пишут. Теперь мы привыкаем писать не задумываясь. Раньше человек писал максимум одно письмо в месяц, он думал, выбирал слова. Сейчас мы постоянно переписываемся в Интернете и какие-то ошибки уже просто не видим. Но считать, что раньше почти все люди писали без ошибок, странно — я думаю, всегда было по-разному.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
На факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова есть такая традиция — прежде чем приступить к занятиям, мы даем так называемый вводный диктант, чтобы знать, сколько создавать факультативов по орфографии. Ведь безграмотный журналист — это как неверующий батюшка!</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
В 2009 году во всех вузах отменили внутренние экзамены, процедура ЕГЭ была еще отработана недостаточно, и мы получили шокирующие результаты — по 80-90 ошибок у многих студентов в диктанте из 220 слов. То есть через слово ошибка! Мы обсуждали эту ситуацию на факультете, произошла утечка информации, и в «Московском комсомольце» было опубликовано как бы интервью со мной (на самом деле никакого интервью я не давала) «В этом году мы набрали инопланетян». Текст, к сожалению, стал вирусным и всплывает каждый год.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Несколько лет вплоть до смерти тогдашнего заведующего кафедрой Григория Яковлевича Солганика я вела статистику по результатам этого диктанта. Что происходило в период с 2009 по 2016 год я сказать могу с цифрами в руках — все это обсчитано, сложено в таблицы. Порог сдачи диктанта — четыре орфографические ошибки и четыре пунктуационные, то есть максимум восемь. Постепенно падало количество тех, кто может написать на «зачет»: в 2016 году это всего6 %, а в 2009 году было 18%. Но больше таких диктантов, где 90 ошибок, у нас не было, потому что уже в следующем году в МГУ были введены дополнительные вступительные испытания (ДВИ). То есть проблема есть, но она не носит фатального характера.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Я довольно оптимистично смотрю в будущее. Посмотрите, какой интерес к «Тотальному диктанту»! Как жестко оцениваются на разных площадках комментарии людей, которые делают много ошибок. Всегда приходит кто-то, кто говорит: «Да что ты понимаешь в политике, если слово правильно написать не можешь». Граммар-наци, может, не совсем позитивное явление, но и польза от него есть. Просто надо объяснять, что грамотность — это экология нашего языка, что внутреннее «Я» в человеке развивается именно через слово! И это слово должно быть по возможности правильно написано. Хотелось бы, чтобы в наших школах больше обращали внимание на прагматический аспект. Где человек в жизни пишет диктанты? Нигде. А нужно, чтобы дети учились именно общаться, разговаривать, чтобы они вели дневники, писали тексты, которые их развивают. Ведь прежде всего человек должен научиться получить удовольствие от того что он пишет и говорит, а все остальное приложится.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Когда образованные люди пишут в Интернете «щас» или «пОциЭнт» — это языковая игра, часто какие-то мемы. Выдающийся лингвист Лев Владимирович Щерба говорил, что прелесть отступления от нормы понятна только образованным людям. Поэтому эти отступления от нормы веселят и радует именно тех, кто нормой владеет. Ничего страшного в этом нет.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
У нас страх сделать ошибку или быть безграмотным очень репрессивный и сильный. Если в редакции вам говорят: «Этот материал надо переделать, что-то здесь не так», вы идете и спокойно делаете. А если вам редактор говорит: «Ты вообще в школе учился? Ну, почему у тебя вот так это слово написано?», то человек испытывает бесконечный стыд. Почему-то орфография у нас стала областью глубокого внутреннего унижения.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Так что овладевать правилами надо, чтобы быть достойным игроком на любом поле. Ведь редактор исправит далеко не всё, а автокорректор вставит иногда такое, что сам рад не будешь! И потом доставляет удовольствие, когда ты знаешь, что если сделаешь ошибку, то ее исправишь. Сейчас есть культ здорового тела — почему не может быть культа здорового слова? При этом я решительно против «геноцида»: если человек сделал ошибку, он идиот. Орфография вообще никакого отношения к интеллекту не имеет. Гете писал с ошибками, Пушкин писал с ошибками — другое дело, сколько их.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Для того, чтобы повысить грамотность, нужно прежде всего обращать внимание на свои ошибки и на те случаи, когда человек задумывается, как написать. Есть прекрасные ресурсы, например, Грамота.ру, где мы можем абсолютно бесплатно и свободно задать вопрос, который нас волнует, и получить компетентный ответ. Можно иногда заглядывать на форумы или на сайты, где собираются любители русской словесности и устраивают огнедышащие холивары на тысячу комментариев. Это очень интересно.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Все мы хотим не только на фотографиях в Instagram, но и в своих текстах выглядеть лучше. К сожалению, к текстам Photoshop не приладишь, поэтому надо стараться самим. Пишущему человекуочень обидно, если он вложил все сердце и душу, а к нему приходит комментатор и говорит: «А у Вас во втором предложении ошибка, в третьем предложении ошибка». Зрительная память не у всех работает, поэтому надо хотя бы обращать внимание на свои недочёты. И никогда не надо считать, что это безумный позор: не делает ошибки только тот, кто вообще ничего не делает. Это просто такая область, в которой можно и нужно совершенствоваться, это красиво, это часть нашего облика. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"><b>
Анастасия Николаева — кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ</b></span>
<p>
</p>
https://kulturomania.ru
Внутреннее &quot;Я&quot; в человеке развивается именно через слово
Внутреннее &quot;Я&quot; в человеке развивается именно через слово
Внутреннее &quot;Я&quot; в человеке развивается именно через слово