Об «акциях» Данилы Ткаченко я узнал из Интернета. Стараюсь мониторить всё, что появляется в сети по теме исторического наследия. Думаю, если бы фотограф сжёг палатку или кучу строительного мусора, это событие прошло бы мимо меня. Правовая оценка ситуации - это задача правоохранительных органов. А художественная – искусствоведов и сообщества современных художников, коллег «по цеху». Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры оценкой современного искусства не занимается.
Тем не менее, это происшествие затрагивает несколько очень важных тем. Одна из них - роль историко-культурного наследия в социальном пространстве России. Активная урбанизация опустошает, обескровливает сельскую местность по всей стране. В особенности это касается нашего Русского Севера. Часто видишь такую картину: заброшенная деревня, жителей практически нет. Остались только старые, часто совсем ветхие и полуразрушенные дома, церкви, мельницы, кузницы и прочие постройки прежних лет. Но эти артефакты поддерживают единое культурное пространство нашей большой страны. Наследие - не бремя, наоборот, памятники – важный актив, часть культурного капитала, источник для нового развития. Исторические сооружения говорят нам, что сотни лет назад наши деды и прадеды жили здесь, что это наша страна с многовековой историей и богатейшей культурой.
Безусловно, нужно стремиться вперед, но при этом помнить о прошлом, беречь его. Страна развивается, и я верю, наступит время, когда мы вернёмся в эти опустошенные деревни и села. И, пожалуй, именно наследие будет в лучшей степени напоминать нам о том, что это – наша земля.
Артем Демидов, Председатель Центрального совета ВООПИК