Сельские дома культуры, как ни странно, функционируют в большинстве «живых» сельских населённых пунктов, хотя, зачастую, выживают с трудом. Они сохранились, вопреки всем неблагоприятным условиям, зачастую только благодаря энтузиазму местных работников культуры.
Конечно, способ культурной работы через ДК появился при большевиках.
Однако в них не только насаждали советскую культуру – дома культуры были центрами, где десятилетиями пытались сохранять и развивать местные традиции через ансамбли народной песни и танца, какие-то ремесленные кружки. Например, заведующая домом культуры может руководить ансамблем традиционного народного пения и народного танца - в таком случае, как говорят фольклористы, она сама носитель традиционной культуры и одновременно её ретранслятор.
Скажем, в селе Анастасьино Саратовской области, где я участвую в проекте по проектированию и сооружению храма-памятника к 100-летию Священного Собора 1917-1918 гг., у заведующей ДК есть ансамбль народного хорового пения, в котором поют взрослые жители села, а также детские кружки народного творчества. Именно в сельском ДК, а не в школе или в семье дети узнают народные песни, народные танцы. Если задасться целью сохранять традиционную народную культуру и вкладывать в неё хотя бы минимальный бюджет (сейчас его даже минимальным нельзя назвать, это, в основном, лишь подобие бюджета), энтузиасты найдутся. Например, в национальных республиках очень развита сеть сельских ДК, и всегда есть такие активисты. Иногда они работают в ДК на ставке, иногда трудятся на общественных началах. С их помощью национальную культуру сохраняют и приумножают.
Остро стоит вопрос о том, чтобы поддерживать дома культуры прежде всего в русских регионах страны. В XX веке пострадали все народы Российской Федерации, но русский народ – один из наиболее пострадавших. Для сохранения его традиционной культуры необходимы ресурсы – и денежные, и человеческие. ДК для этого форма адекватная, но в ней есть недостаток – формально-бюрократический характер этих учреждений. Даже дискотеки часто делаются «для галочки», молодёжь туда не ходит! Безусловно, если модернизировать дома культуры, нужно не только ремонтировать помещения и ставить современное оборудование, но и придумывать новые форматы, которые будут интересны и востребованы.
То же самое и с библиотеками, которые в селе часто работают именно при домах культуры. Многие из них формально работают, трудятся библиотекари на ставке, а новых книг – например, по сельскому хозяйству – нет. А это самое важное! Уверен, многим на селе этого не хватает, несмотря на то, что почти везде есть Интернет. Бессмысленно реализовывать программу по реконструкции ДК, если библиотекарь не ведёт ни методическую работу, ни просветительскую. Отремонтировав помещение, надо сразу наполнять его ресурсами – новыми книгами, интересным вовлеченным библиотекарем, профессиональными лекторами.
Очень важны поездки артистов и специалистов из города в сёла. Но чтобы заведующий ДК этим занимался, у него должен быть бюджет. Тогда ДК мог бы стать местом встреч с интересными людьми, пространством взаимного культурного обмена - между деревней и городом. А на практике происходит так: бюджета нет, работают добровольцы, встречи происходят в основном с представителями администрации...
Если же говорить о банальном ремонте, то в архитектурном и интерьерном плане должны находиться решения, соответствующие современным потребностям. Тёмные, узкие помещения, покрашенные масляной краской без оригинальных современных решений, пусть даже самых дешёвых – это неправильно. Должны быть привлекательные вывески, привлекательные интерьеры, людям должно быть комфортно.
Александр Мраморнов -- кандидат исторических наук, доцент, общественный деятель, руководитель Некоммерческого партнерства по защите и сохранению объектов культурного наследия «Спасское дело», председатель приходского совета храма св. мученицы Аллы Готской в с. Старая Потловка Колышлейского района Пензенской области.