День Святого Валентина, это «праздник, который всегда с тобой»: экраны кинотеатров по всему миру заполняют бесконечные приторные ромкомы, которые забываешь, едва покинув зрительный зал.
Традиционная вишня на торте в этих фильмах – глуповатые эротические сцены, похожие одна на другую, словно cписанные из одного учебника. Голые тела в сочетании со скабрезными шутками. Фантазии российских, да и иностранных режиссеров находятся не слишком далеко друг от друга.
А было время, когда обнаженная женщина, показанная в иностранном фильме, дарила эмоциональный взрыв. В первый раз я ощутил его, когда смотрел югославский фильм «Жикина Династия» Зорана Чалича в 1985 году: девушка на секунду приподнимает платье, а под ним ничего. Чтобы еще раз увидеть эту сцену, я проходил в кино обманом, прячась в туалете между сеансами, так как мне еще не было 16-лет. Таков был советский возрастной ценз для просмотра фильмов категории XX. Потом были «Новые Амазонки», полный жгучей эротики шедевр польского кино, который в оригинале назывался «Сексмиссия».
Взявшись за грудь
Был ли секс в советском кино? И, да и нет. Посмотрите, как стремительно бежит героиня Аллы Демидовой, фрау Ангелика к герою Любшина, офицеру абвера, советскому разведчику Йохану Вайсу в «Щите и мече». Протягивая ему сигары в подарок от своего шефа, видного наци, она всем своим видом показывает, что хочет Вайса. А вот знаменитая сцена в детективе «Золотая мина».
Героиня Любови Полещук, бросающая любовнику-бандиту в ресторане: «Хватит с меня наших совместных радостей». Любовник, которого играет Олег Даль, встает из-за столика, слегка треплет ее по щеке, расплачивается и уходит. В этой сцене столько секса и драйва, что раздеваться вообще не требуется.
Кинематографический секс стремительно ворвался в нашу жизнь в середине 1980-х и его кульминацией стала знаменитая сцена в «Маленькой Вере». Но то был секс-манифест, секс-безумец вырвавшийся из подполья. Да и там нашлись свои жемчужины. Кто помнит, например, проходной фильм «Спальный вагон» 1989 года. Но именно там, на коленях у героя Евгения Стеблова сидит полностью обнаженная героиня Ларисы Гузеевой. А грудь героини Татьяны Догилевой в фильме «Забытая мелодия для флейты»?
О секс в кино, ты был радостью, ты возбуждал не похоть, для этого были дешевые журнальчики в переходах, ты будил разум и чувства. В 1990-е ты ворвался в жизнь историями про «Эммануэль» и слегка комедийными фильмами Тинто Брасса, великого итальянского эротомана. В его бесстыдных и одновременно целомудренных фильмах, таких как «Паприка», «Салон Китти» и «Ключ», мы дети спальных районов находили каждый свое: грезы о продавщицах, кассиршах, вожатых, подругах мамы, загорающих на пляжах Серебряного бора.
Потом мы увидели «Девять с половиной недель» Эдриана Лайна с Ким Бейсингер и Микки Рурком - спустя годы эротические сцены из этого фильма по- прежнему будоражат воображение. Впечатление сравнимое лишь с «Основным инстинктом» 1992 года, где героиня Шэрон Стоун во время допроса в полиции демонстрирует, что на ней нет нижнего белья.
Позже Стоун расскажет, что режиссер фильма Пол Верховен уговорил ее сыграть сцену допроса именно так, но уверял, что видно ничего не будет. Она вспоминала, что «видно» стало уже потом, когда она вместе со съемочной группой смотрела фильм на большом экране. Актриса, по ее словам, была «шокирована» и даже влепила режиссеру пощечину, но позже признавалась, что оставила бы сцену, если бы снимала фильм сама. Возможно, если бы съемки происходили сегодня, Верховена ждала бы печальная судьба Харви Вайнштейна.
В 1995 году Верховен вновь снимет фильм где будут обнаженные тела - «Шоугерлз» о судьбах стрептизерш Лас-Вегаса. Фильм получит плохую прессу, будет отмечен «Золотой малиной», но пройдет время и к нему придет признание. На фоне бесконечной поставленной на поток обнаженки, «теплые ламповые» тела героинь будут вызывать ностальгию. Сам Верховен в интервью Rolling Stone в честь 20-летия культового фильма говорил, что его фильм больше о «наготе», чем об эротике: «Когда я учился в средней школе в Голландии, мой учитель по рисованию сказал мне: «Грудь женщины — это самая прекрасная вещь в мире. Я никогда этого не забывал».
Времена 1980-х и ранних 1990-х были пиком секса в кино, однако потому, что «сексуальные сцены были честными, артистически снятыми, а иногда и возбуждающими сами по себе», - писала летом 2019 года в Washington Post американский критик Энн Хорнадей.
В те времена сексуальные сцены в фильме играли важную роль «…сексуальная сцена работает, когда она существует по более подлинным причинам, чем шоковая ценность или подростковое хихиканье, и удается привлечь зрителей глубже, чем просто вуайеризмом…», - продолжала автор.
Секс в кино: координируй это
Можем повторить? Как оказалось, не можем. Сиквел «Основного инстинкта» 2006 года стал жалким подобием первого. С тех пор актрисы, да и актеры, обнажаются на экране с завидной регулярностью, но эротических сцен, возбуждающих воображение, больше нет. Более того, от обилия голых тел не по себе даже пресыщенному эротоману. Кажется, чем старше становится режиссер, тем больше «ожерелье голых поп» на квадратный километр пленки. Вот «Волк с Уолл-стрит» блистательного Мартина Скорсезе, где постоянно мелькающие в кадре голые тела создают впечатление, будто смотришь фильм покойного затейника Эйрамджана.
Тел становится все больше и больше при этом они мелькают как в калейдоскопе, не оставляя и следа от увиденного. Сексуальные сцены уже не привлекают, не будоражат, не заставляют мечтать и наоборот раздражают, создавая ощущение дискомфорта. Вот «культовый» сериал «Игра престолов». Фильм наполнен многочисленными сексуальными сценами, но все они кажутся сделанными искусственными, как будто взяты из пособий по улучшению сексуальной жизни. По иронии судьбы, гораздо более живыми эротические сцены выглядят в похожей по антуражу на «Игры» советской комедии «Две стрелы Детектив каменного века» режиссера Аллы Суриковой 1989 года. Сексуальными сценами наполнен и популярный сериал «Карточный домик». Да, в истории падения нравов американской политики секс важная часть. Однако, и тут через какое-то время он начинает раздражать и отвлекать от основного действия. То же самое происходит и в российском сериале «Содержанки» Константина Богомолова.
Между тем, создать хорошую сексуальную сцену, которая не станет лишь очередным куском обнаженной плоти -- огромный труд, известно, что подобные эпизоды одни из самых тяжелых для режиссера. К тому же, в сегодняшнем «пост-Me Too» Голливуде снимать сексуальные сцены становится все тяжелее. Из-за многочисленных скандалов на съемочных площадках крупнейшая профсоюзная организация кинематографистов SAG-AFTRA недавно предложила усилить полномочия «координаторов интимных сцен». Подобные эксперты уже давно работают на театральных площадках, но теперь их присутствие должно стать обязательным и в кино. В обязанности своеобразного «смотрящего» входит контроль за планированием и подготовкой к съемкам сексуальных сцен, чтобы «удостовериться в безопасности и комфорте актеров» пишет о нововведении журнал Vanity Fair. Издание даже сравнивает новую должность с «координатором каскадеров».
Похоже, вскоре мы столкнемся с фильмами, где интимные сцены будут срежиссированы самым тщательным образом, однако в них не будет главного. Того неуловимого чувства, которое заставляет зрителя, уже на выходе из кинотеатра, проигрывать ее в своих мыслях, думать о ней, перематывая воображаемую пленку. С другой стороны, возможно для того, чтобы пройти между ножницами «секса ради секса» и цензурой «координаторов», художнику придется вновь превратить эротические сцены в кино не только в произведения искусства, но и своеобразные послания. Чтобы выжить, секс в кино должен стать «луковицей памяти»: режиссеру надо будет тщательно спрятать эротическую сцену под «платьем» повествования, которое зритель будет снимать медленно, ощущая волнение. Примерно такое же как он испытывал первый раз видя, как героиня обнажается на экране.
«Всё, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить» - так звучит название комедийного фильма Вуди Алена 1972 года. Тогда мы многого не знали, о многом боялись спросить, но в этой боязни было свое очарование: сексуальные сцены в кино, которые запоминались на всю жизнь. Пускай их будет «меньше да лучше», ведь, зная о сексе все, зрителю будет не о чем спрашивать режиссера.
Журналист, политический обозреватель. Писал о российской поп и рок-музыке для The Moscow Times, о российской политике для The Rolling Stones. В середине 2000-х годов - собкор РИА «Новости» в США
Фото: Газета.ру