Рост количества проданных билетов на киносеансы в России и СНГ до 235,5 миллионов ― это, конечно, не случайность, а тенденция, так как рост посещаемости наблюдается как минимум последние десять лет. Прирост на территории РФ + СНГ с 2016-го к 2017 году составил 10,6%, с 2015-го к 2016 году ― 11,1%, а с 2014-го к 2015 году ― совсем немного, 0,5%, что можно также оценить положительно, учитывая, что в стране тогда произошел экономический кризис.
Важно отметить, что если смотреть отдельно на иностранные и российские картины по итогам 2017 года, иностранные относительно 2016 года приросли по посещаемости всего на 1,9%, а отечественные ― на 50,2%. Рост в сумме на 10,6% ― полностью заслуга отечественного кино. Это не означает, что западное кино в кризисе, просто не было сильного прироста.
Пока нет никаких предпосылок говорить, что нас ждет снижение посещаемости. Уже есть некоторые цифры по началу года. Сохраняется существенный прирост по отечественному кино относительно аналогичного периода прошлого года, а сборы иностранных картин пока в минусе. В целом на данный момент российские картины опережают по бокс-офису иностранный контент. Потрясающие результаты, которых добились в 2018 году «Движение вверх», «Лед», «Три богатыря и принцесса Египта» и другие отечественные релизы на данный момент превосходят сборы иностранных релизов нынешнего года.
Не могу сказать, что происходит в других странах Европы и прогнозировать, какое место мы займем в 2018 году по числу проданных билетов, так как не обладаю необходимыми данными. Мы ждем еще итогов 2017 года от Европейской аудиовизуальной обсерватории. Россия в обозримом будущем точно не должна просесть, поэтому есть все основания полагать, что мы останемся в тройке лидеров.
Перенос премьер зарубежных картин (особенно незадолго до намеченного старта) скорее не положительно сказывается на сборах российских картин, а отрицательно влияет на сборы иностранных фильмов. Положительное же влияние государства на отечественный кинопром больше связано с работой Фонда кино, который с 2013 года поставил перед собой задачу финансировать коммерческие разножанровые проекты, в результате чего продюсеры получили возможность снимать не только комедии (которые являются наименее рискованным направлением), но и работать с другими жанрами. Это в свою очередь привело новую публику в кинотеатры и повысило лояльность зрителей к отечественному кино.
Также нужно отметить, что качество российских картин действительно выросло, это отметил и зритель, проголосовав рублем. А победа одних фильмов в прокате влечет за собой успех других. Например, когда с отличным «сарафаном» (отклик «сарафанного радио» ― Ред.) прошло «Время первых», успешно в прокате выступил и «Салют-7». Зрители уже видели один фильм на космическую тематику и поверили, что второй тоже будет хорошим и не обманет их ожидания.
Мария Дружинина ― руководитель отдела статистики журнала «Бюллетень кинопрокатчика»